ВЕЛИКАЯ (Святая, Страстная) ПЯТНИЦА, Великий пяток - Страница 5

Сразу после седьмого последования на Голгофе бдение заключалось ещё одним последованием: небиблейский прокимен, ипакои: «Ты, Иже завистию предан еси» (Лк. 22:54–23. 31), окончание утрени. В гимнографическом приложении к Лекционарию приведены полностью тексты прокимнов и тропарей бдения, а также «новых стихов» (дополнительной гимнографии) для этой службы. О поклонении Кресту в грузинском Лекционарии не говорится, но в гимнографическом приложении приведены двенадцать песнопений Кресту. В полдень начиналась служба чтений, состоявшая из двенадцати частей, каждая включала три небиблейских стиха, псалом, ектению, коленопреклонную молитву, прокимен и ипакои. Кроме того, начиная с четвёртой части перед главопреклонной молитвой читается ветхозаветная паремия и Апостол (опускаются в девятой или двенадцатой части, так что всего насчитывается восемь паремий и восемь апостольских чтений), а начиная с девятой читаются ещё и Евангелие (так что рассказ о «Страстях» прочитывается согласно каждому из Евангелий). Все библейские чтения – практически те же, что и в армянском Лекционарии. Сразу после окончания службы чтений пели вечерню, в конце которой совершался чин омовения Креста, во время которого пели ряд тропарей. Обряд омовения Креста в Великую пятницу известен в позднейших коптских и сирийских традициях; он изображает погребение тела Христова. В позднейшей православной традиции чин омовения Креста вошёл в последование Воздвижения Креста 14 сентября, с ним связан и чин омовения мощей. Гимнографические тексты, приводимые в сохранившихся рукописях Иадгари, грузинском переводе древнего иерусалимского Тропология (гимнографического сборника), отражающем практику VII–IX вв. – это те же тексты, что упомянуты в грузинском Лекционарии, дополненные некоторыми новыми. Таким образом, в IV–IX вв. в Иерусалиме была собственная литургическая традиция, сильно отличавшаяся от той, которая отражена в послеиконоборческих византийских монастырских Типиконах, получившая во II тыс. н.э. всеобщее распространение в православной церкви. После 1009 г., когда Иерусалим был в очередной раз разорён захватчиками, свидетельств о бытовании в Святом Граде особой литургической традиции уже нет – богослужения совершаются здесь так же, как в Константинополе и повсюду на греческом Востоке. Однако практика Иерусалима в I тыс. н.э. оказала на христианское богослужение в целом (в том числе и на богослужение Константинополя) большое влияние, и многие её элементы, через посредство константинопольской традиции, сохраняются в церкви и поныне. Единственный византийский памятник младше 1009 г., имеющий значительное сходство с памятниками иерусалимской традиции I тыс. н.э. – Святогробский Типикон. Исследователи считают, что он написан во время пребывания Иерусалима под властью крестоносцев и латинского клира и вряд ли отражает реальную богослужебную практику того времени; они полагают, что в его основе лежит более древний памятник. Порядок служб в этом Типиконе представляет собой смесь послеиконоборческой константинопольской и древней иерусалимской традиций. Гимнографические тексты, приведённые в Типиконе полностью, – это, в основном, те песнопения, которые известны по рукописям Триоди и памятникам византийского монашеского богослужения с IX–X вв. и которые используются в православной церкви вплоть до настоящего времени. Согласно Святогробскому Типикону, в Великую пятницу должны совершаться те же самые три службы, что упомянуты и в памятниках древней иерусалимской традиции: бдение, представляющее собой шествие с остановками на святых местах; служба чтений и вечерня (литургии в Великую пятницу нет). Бдение в ночь с Великого четверга на Великую пятницу включено в структуру утрени и начинается в Сионской церкви сразу после окончания чтения (после литургии и чина умовения ног). После шестопсалмия и мирной ектении поётся «Аллилуия» с тропарём Великого четверга, и читается первое Евангелие (Ин. 13:31–18. 1), вслед за которым все отправляются на Елеонскую гору (во время шествия поются первые три антифона – циклы тропарей с припевами из псалмов).

 



 
PR-CY.ru