ВЕЛИКАЯ (Святая, Страстная) ПЯТНИЦА, Великий пяток - Страница 3

Бдение Великой пятницы начиналось почти сразу после литургии, вечером в Великий четверг; к нему все собирались в Елеонской церкви, построенной, по преданию, на месте пещеры, в которой Иисус провёл со своими учениками последний день перед днём Распятия. В этой церкви все оставались до пятого часа ночи (около 23.00 по современному счёту), здесь пелись перемежаемые молитвами гимны и антифоны, «соответствующие дню», а также читалось то место Евангелия, где описывается беседа Христа с учениками накануне «Страстей» (вероятно, Прощальная беседа – Ин. 14–16). Около полуночи все шли на Имбомон (место Вознесения Господня), где снова были чтения, гимны и антифоны, а также молитвы епископа, посвящённые Великой пятнице. При первом пении петухов все переходили на то место, где Иисус молился в час накануне «Страстей» (Лк. 22:41), там произносили молитву, «соответствующую месту», пели гимн, читали отрывок Евангелия о Гефсиманском молении Спасителя, и произносили ещё одну молитву. После этого все медленно (из-за усталости) шли в Гефсиманию, на место, где Иисус был взят под стражу. Там зажигали множество свечей (несколько сотен, согласно Эгерии), произносили молитву, пели гимн и читали Евангелие о взятии Господа под стражу (в это время, как отмечает Эгерия, все рыдали настолько громко, что было слышно даже в городе). После окончания чтений, уже в предрассветные сумерки, все возвращались в город и сразу шли к главному храму. На рассвете все, наконец, приходили на место обретения Креста, там читали Евангелие о приведении Христа к Пилату и произносили отпуст бдения. После этого молящиеся отправлялись на Сион, где находилась колонна, у которой, по преданию, Иисус был подвергнут бичеванию, молились у колонны и шли на некоторое время для отдыха домой. Через несколько часов на Голгофе ставили накрытый льняным платом стол и возлагали на него ковчег с Честным Древом Креста Господня. Все (и верные, и оглашаемые) подходили приложиться к святыне (которую охраняли епископ и диаконы по причине предпринимавшихся некоторыми людьми попыток украсть хотя бы частицу Честного Древа). Ещё один диакон показывал людям кольцо Соломона и рог, из которого помазывали царей израильских. После полудня начиналась служба чтений, из-за многолюдности совершавшаяся (вне зависимости от погоды) на открытой площади храма (между местом обретения Креста и часовней Воскресения). Служба состояла из содержащих пророчества о «Страстях Господа» псалмов, посвящённых «Страстям» отрывков из апостольских Деяний и Посланий, страстных Евангелий, ветхозаветных пророчеств о «Страстях», евангельских предсказаний Самого Господа о «Страстях»; чтения перемежались гимнами и молитвами. Во время чтений, по словам Эгерии, все присутствовавшие плакали. Служба чтений оканчивалась в девятом часу (т.е. около 15.00) чтением рассказа евангелиста Иоанна о смерти Христа на Кресте, молитвой и отпустом. В Мартириуме (главной базилике) сразу начиналась вечерня. Эгерия отмечает, что она совершалась по тому же чину, что и в предшествующие дни Страстной седмицы. После вечерни в часовне Воскресения (соответствует современной кувуклии) читали Евангелие о погребении тела Христа Иосифом; следовали молитва, благословение оглашаемых и отпуст; на этом цикл служб Великой пятницы завершался. Богослужебную практику V в. отражают ряд рукописей армянского перевода иерусалимского Лекционария, согласно которым в Великую пятницу в Иерусалиме совершались те же службы, что описаны в «Паломничестве» Эгерии: ночное бдение, дневная служба чтений (предварявшаяся обрядом поклонения Кресту) и вечерня. В начале V в. бдение совершалось сразу после окончания литургии Великого четверга и краткой службы (с чтениями Пс. 22, 1 Кор. 11:23–32, Мк. 14:1–26) в церкви на Сионе. Для бдения указаны семь циклов чтений, соответствовавшие семи «остановкам» во время ночной процессии по местам Страстей.

 



 
PR-CY.ru