Словарь по христианству В ВЕЛИКАЯ (Святая, Страстная) ПЯТНИЦА, Великий пяток - Страница 12

ВЕЛИКАЯ (Святая, Страстная) ПЯТНИЦА, Великий пяток - Страница 12

Обряд поклонения Кресту был заимствован из римской практики, вынос Креста проходил под пение непорочных (что напоминает византийскую утреню Великой субботы). Мессу Преждеосвящённых Даров в Милане не служили. Вечером происходило второе «оглашение» с чтением Дан. 3:1–24, 91–100 и Мф. 27:57–66. Последней службой была вечерня, на которой читались orationes sollemnes (торжественные молитвы, согласно Сакраментарию Адриана). Как и римский, амвросианский обряд подвергся реформе после Второго Ватиканского собора. В частности, утренняя служба заменена «часом чтений» (выбор чтений сохранён); вечером совершается сокращённая вечерня, за которой прочитываются зачала обоих «оглашений» (исключая Дан.), совершается поклонение Кресту, возглашаются orationes sollemnes; причащения не бывает. Гимнографические тексты Великой пятницы представляют собой одно из главных достижений византийской поэзии. Один из древнейших поэтических текстов, прославляющих «Страсти Христовы», – это произведение Мелитона Сардского (III в.) «О Пасхе». Предполагается, что оно изначально имело богослужебное назначение. Параллели и прямые заимствования из него встречаются во многих текстах Великой пятницы. Кроме обычных гимнографических жанров (тропаря, кондака, стихир и проч.) в Великую пятницу употребляются и уникальные: 15 антифонов (единственный пример в году) и блаженны утрени (в отличие от литургийных блаженн утренние встречаются дважды в году – в Великую пятницу и на Мариино стояние), двенадцать тропарей часов (аналоги – тропари на Царских Часах Рождества и Богоявления). Цикл антифонов сложился в X–XII вв., но отчасти восходит к древней иерусалимской традиции; в современной Триоди антифоны насчитывают всего 40 тропарей и 15 богородичнов (изначально антифоны не имели богородичнов; в современной Триоди крестобогородичном является только 15-й, а остальные богородичны прямо не связаны с темой Великой пятницы; в некоторых рукописях встречается большее число крестобогородичнов). В современных литургических книгах антифоны представлены без стихов псалмов; оригинальные стихи сохранились в Типиконах Святогробском и Георгия Мтацминдели, а также в некоторых певческих рукописях. Двенадцать тропарей Часов восходят к древней иерусалимской традиции и, как полагают исследователи, древнее пятнадцати антифонов утрени. В современной Триоди они атрибутируются Кириллу Александрийскому (V в.); такая атрибуция появилась около XIII в. В сирийских рукописях чаще говорится о Кирилле Иерусалимском (IV в.), более вероятным считается авторство Софрония Иерусалимского (VII в.). Одним из аргументов в пользу его авторства является сходство некоторых тропарей с тропарями Часов навечерия Рождества и Богоявления, которые обычно атрибутируются ему же (полагают, что святитель был редактором уже имеющихся текстов). В основе тропарей лежат библейские тексты Мих. 6:1–5 и 4 Езд. 1, а также сочинение «О Пасхе» Мелитона Сардского. Греческий текст тропарей опубликован Себастьяном Ханерасом (род в 1931 г.) с разночтениями по нескольким рукописям, включая грузинский, славянский, сирийский и латинский; им же выделены семь основных редакций корпуса тропарей. Кроме двенадцати тропарей (по три на каждом часе), которые должны петься дважды, на Часах присутствуют тропари после псалмов (свой на каждом часе), варьирующиеся в рукописях, и кондак Великой пятницы (тот же, что и на утрене). Большое количество текстов древнего иерусалимского богослужения Великой пятницы сохранилось только в рукописях и в позднейшие книги не вошло. Своя обширная гимнография Великой пятницы имеется в латинских, сирийских, коптских, армянских обрядах.



 
PR-CY.ru