ВЕЛИКАЯ (Святая, Страстная) ПЯТНИЦА, Великий пяток - Страница 11

Служба чтений и месса Преждеосвящённых Даров, уже в XVI в. обычно совершавшиеся утром, были одними из самых необычных последований церковного года в Римско-католической церкви. Служба начиналась по прочтении девятого часа; священнослужители совершали её в чёрных облачениях; свет не зажигали. Служба чтений включала в себя пророческое и апостольское зачала (Ос. 6:1–6, Исх. 12:1–11), после каждого из которых пели тракт, и страстное Евангелие (Ин. 18:1–19:42); после чтений следовали звучавшие раз в году продолжительные ходатайственные моления с коленопреклонением: за папу, за местного епископа, за власти, за катехуменов и т.д., а также об обращении иудеев (без коленопреклонения). Вслед за этим совершался обряд поклонения Кресту, установленный около VII–VIII вв.: с Креста, заранее завешенного пеленой, при пении гимнов постепенно снимали пелену; затем Крест устанавливали возле св. престола, и все по очереди поклонялись и целовали Крест; в это время пели Трисвятое и Improperia (буквально – упрёки) – особые песнопения Великой пятницы, включённые в чин около XIV в. и, в частности, содержавшие упрёки иудеям, распявшим Христа. Поклонение Кресту в Великую пятницу встречается и в греческих южноитальянских книгах (например, в Гроттаферратском Типиконе), как полагают исследователи, под влиянием латинской практики. После поклонения Кресту он возлагался на престол, и начиналась месса Преждеосвящённых Даров (Великая пятница была единственным днём года, когда она совершалась). При пении гимна и с торжественной процессией из одного из приделов приносилась Св. гостия, вторая из освящённых в Великий четверг. Духовенство возжигало свечи, предстоятель кадил престол с лежащей на нём Св. гостией, возвышал её, и после «Отче наш» и нескольких кратких молитв причащался ею. С XIII в. миряне в Великую пятницу никогда не причащались. После мессы сразу совершалась вечерня. В 1955–1956 гг. латинское богослужение Страстной седмицы было подвергнуто пересмотру, а после Второго Ватиканского собора – радикально реформировано. Matutinae и Laudes предписано совершать утром (поэтому обряд tenebrae отменен), службу чтений и мессу Преждеосвящённых Даров – вечером. Чёрные облачения заменены красными, что должно символизировать триумф Христа Распятого. Ветхозаветное и апостольское зачала службы чтений заменены, Евангелие оставлено. Изменён текст молитвы за иудеев: теперь это не молитва об их обращении, а просто молитва о них. Из молитв и Improperia исключены все антииудейские выражения. Порядок мессы Преждеосвящённых Даров упрощён (в частности, отменён гимн во время принесения Св. гостии). За мессой разрешено причащаться мирянам. Вечерня после мессы отменена; в заключительной молитве мессы (super populum – над народом) уже говорится о Воскресении Христовом. Днём в Великую пятницу часто совершается служба Крестного пути, появившаяся в XV в. в практике францисканского монашества и получившая большое распространение: в округе храма (или внутри него) расставляются 14 деревянных крестов и молящиеся переходят от одного креста к другому, вспоминая у каждого одно из событий «Страстей». В амвросианском обряде порядок служб Великой пятницы имел некоторое сходство с византийским: в состав matutinae входил респонсорий Vadis propitiator, основой которого является кондак Романа Сладкопевца; за службой архиепископ Миланский читал Евангелия Страстей по Лк., Мк. и Ин. Далее следовал третий час и «оглашение» с чтением Ис. 49:24–50:11, 53:1–12 и респонсорием, а затем диакон читал Евангелие Страстей до слов «испустил дух...» (Мф. 27:50), после чего в храме гасили все светильники (они уже не зажигались вплоть до пасхального бдения) и разоблачали престол.

 



 
PR-CY.ru