ВЕЛИКАЯ (Святая, Страстная) ПЯТНИЦА, Великий пяток

ВЕЛИКАЯ (Святая, Страстная) ПЯТНИЦА, Великий пяток – пятница Страстной недели, один из главных дней церковного календаря, посвящённый воспоминанию дня искупительных страданий и крестной смерти Иисуса Христа, Его смерти и погребению; день строго поста в православии. Рассказ об этом дне есть у каждого из четырёх евангелистов (Мф. 26:20–27:66; Мк. 14:17–15:47; Лк. 22:14–23:56; Ин. 13:1–19:42), согласно которым, всё, что произошло в Великую пятницу, не было случайностью, а являлось важнейшей частью Божественного плана спасения. Евангелия повествуют о событиях, происходивших, начиная с ночи четверга и до вечера пятницы: после Тайной вечери и Прощальной беседы Спаситель с учениками отправился в Гефсиманию (сад у подножия Масличной (Елеонской) горы), где они провели часть ночи (ученики в дремоте, а Христос – в молитвенном подвиге) до прихода Иуды Искариота с вооружённой толпой от первосвященников и старейшин израильских. Ученики разбежались, а Иисус был арестован, отведён к первосвященнику Анне, а затем предстал перед Каиафой (до рассвета) и судом Синедриона (утром), который приговорил Его к смерти. В это время апостол Пётр, следовавший за Учителем и ожидавший исхода дела во дворе, трижды отрёкся от Него. После вынесения приговора Христа доставили к римскому прокуратору Понтию Пилату (он был полномочным представителем римской власти и помимо прочего имел право выносить смертные приговоры), который отослал Его к тетрарху (одному из четырёх правителей) Ироду Антипе, властвовавшему в Галилее (поскольку Иисус был из Галилеи). Тем самым Понтий Пилат хотел переложить на Ирода ответственность за смерть Христа. После допроса, поругания и осмеяния у Ирода Иисус снова был приведён к Пилату. Несмотря на своё желание отпустить Христа (и после нескольких неудачных попыток сделать это), Понтий Пилат под давлением иудейских первосвященников и толпы предал Его на Распятие. Согласно Евангелиям, узнав о приговоре, раскаявшийся в предательстве Иуда наложил на себя руки. Иисус после бичевания и поругания в претории был выведен за пределы Иерусалима и распят римскими солдатами на Голгофе (Лобном месте, где, по преданию, был похоронен череп Адама). Претерпев несколько часов крестных страданий, свидетелями которых было много народа, Иисус умер на кресте, «и завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф. 27:51–52). Двое из Его тайных учеников (Иосиф Аримафейский и Никодим) сняли тело Иисуса с креста, обвили его плащаницей и похоронили «во гробе» – небольшой пещере неподалёку от Голгофы, закрыв её большим камнем; при погребении присутствовали женщины-последовательницы (см. Жёны-мироносицы). На другой день по просьбе израильских старейшин (боявшихся, что ученики Иисуса украдут Его тело и объявят о воскресении) Понтий Пилат приказал римским солдатам, опечатав пещеру, охранять её. Но на следующий день произошло воскресение Христово, которое наряду с Боговоплощением и Распятием христиане считают главным событием в истории человечества. Вера в то, что Сын Божий воплотился, пострадал и воскрес, составляет основу и главное благовестие христианства (Деян. 2:23; 3:13–18; 4:10; 1 Кор. 1:18, 23; 2:2; 15:3–4), поэтому Великая пятница, Великая суббота и Пасха – центральные дни в церковном календаре. В этот день не проводится литургия (ведь Господь принёс Себя в жертву), а совершаются царские Часы (если на этот день не приходится праздник Благовещения), читаются пророчества и места из апостольских посланий и повторяется история «Страстей Господних». Богослужение Великой пятницы полностью посвящено воспоминанию событий от окончания Тайной вечери и до погребения Иисуса Христа (подобно другим дням Страстной седмицы, Великая пятница как литургический день открывается не вечерней, а утреней и заканчивается на повечерии).

 



 
PR-CY.ru