Словарь по христианству В ВЕЛИАЛ, ВЕЛИАР

ВЕЛИАЛ, ВЕЛИАР

ВЕЛИАЛ, ВЕЛИАР – 1) в иудейской и раннехристианской литературе демоническое существо, дух небытия, лжи и разрушения. Этимология имени исследователям не совсем ясна. Раввины понимали его в значении того, кто сбросил «иго Божье», однако это объяснение исследователи считают устаревшим. Широко распространено понимание слова как «никчемность, бесполезность», «вредность», что одинаково применимо к лицам и вещам. Другой вариант этимологии слова подразумевает значение либо «тот, кто не восходит» (т.е. «неудачник»), либо «(место, из которого) никто не поднимается» (эвфемистическое обозначение шеола). Некоторые исследователи связывают имя «Велиал» с еврейским корнем «глотать» (параллели существуют в арабском, арамейском, аккадском, эфиопском и других языках). Таким образом, представление о Велиале как о «поглощающей бездне» имеет параллели с представлением о шеоле. Но уже перевод пятидесяти толковников (см. Септуагинта) вводит новые признаки в содержание данного понятия: еврейский термин здесь переводится словами «беззаконный», «нечестивый», «безумный», «отступник» и пр., и тем самым приближается к пониманию, которое затем встречается у апостола Павла. В Синодальном переводе Ветхого Завета это имя чаще всего передаётся описательно. На близость понимания Велиала как «смерти», «ада» указывает параллелизм выражений «потоки беззакония», «цепи ада», «сети смерти» в Пс. 17:5–6. Встречаются и другие примеры такого параллелизма: «человек Велиала» – это «человек нечестивый» (Притч. 6:12), «убийца» (2 Цар. 16:7, Суд. 19:22; 20:13), «лукавый» (Притч. 19:28), злые люди (1 Цар. 30:22). Связь Велиала с представлением о хаосе часто использовалась для отнесения к «сынам Велиала» людей, которые разрушают социальный порядок: «негодные люди», лжесвидетельствовавшие против Навуфея (1 Цар. 21:10–13); разрушители монархии (1 Цар. 10:27; 2 Цар. 20:1; 2 Пар. 13:7). Им противопоставляется царь из династии Давида (2 Цар. 23:5–7; Пс. 100:3). «Cыны Велиала» – те, кто сбивают Израиль с истинного пути и учат поклоняться другим богам (Втор. 13:13), как, например, сыновья Илия, которые «не знали Господа» (1 Цар. 2:12). В ветхозаветных апокрифах Велиал называется ангелом злобы, властелином этого мира, главой бесовских сил. Его закон и воля противопоставляются Закону и воле Бога, а его ангелы противодействуют ангелам Божьим. Велиал сбивает людей с пути добродетели. В Пророчествах Сивиллы описываются пришествие Велиала, знамения, которые он творит (например, воскрешение мёртвых), и его смерть (исследователи допускают, что здесь могут содержаться аллюзии на императора Нерона). Пророк Моисей в Книге Юбилеев (1:19–20) молится, чтобы дух Велиала не овладел народом Божьим и не сбил его с пути добродетели. Хотя Велиал может править миром, праведники способны ему противостоять. Срок его царствования предопределён: он будет побеждён в последние дни Божьими помазанниками, и Бог освободит пленённых Велиалом.

 



 
PR-CY.ru