ВЕЛАСКЕС Диего Родригес де Сильва - Страница 9

Картина считается самым проникновенным и поэтическим изображением испанской народной жизни в творчестве Веласкеса (в истории западноевропейской живописи это – одна из первых картин, изображающих труд рабочих). Композиция объединяет две самостоятельные сцены. На переднем плане – полная непосредственной жизни и движения группа женщин-работниц. Их фигуры мягко освещаются светом, пробивающимся через окно с красным занавесом. Но основной источник света находится в глубине картины, где в просвете арки виднеется второе, более ярко освещённое помещение, с несколькими женскими фигурами. Яркий свет, падающий из глубины, заполняет передний план, смягчает очертания предметов и придаёт фигурам работающих женщин особую выразительность. Сцена, помещённая в глубине картины, прежде толковалась как изображение придворных дам, рассматривающих готовый ковёр, позже получила другое объяснение – как иллюстрация античного мифа об Афине и Арахне. Но если в основе общего замысла и лежит мифологический сюжет, она всё же считается специалистами одним из самых жизненно правдивых созданий Веласкеса. Вместе с тем это – одно из самых совершенных его произведений, в котором проблема передачи человека в органической связи с окружающим пространством, световой и воздушной  средой получает своё блестящее разрешение. Картина «Пряхи» – последняя крупная работа художника, а последним событием, в котором Веласкес принимал участие, стало устройство брака между Людовиком XIV (1643–1715 гг.) и старшей дочерью Филиппа IV Марией Терезией, заключённого в честь Пиренейского мира 1660 г., положившего конец долгой вражде между Испанией и Францией. Веласкес, несмотря на свой преклонный возраст, лично привёз в Версаль портрет инфанты, организовал все приёмы и торжества, сопровождал королевский кортеж и присутствовал при обручении на острове Фазанов. За свою работу художник удостоился всяческих похвал и благосклонностей от короля, однако после возвращения в Мадрид слёг с приступом малярии. Несмотря на усилия лучших королевских врачей, 6 августа 1660 г. Диего Веласкес скончался. Художник был похоронен в церкви Иоанна Крестителя в Мадриде (позже там же была похоронена и его жена). Во время наполеоновских войн в Испании и церковь, и могилы были уничтожены французами. Веласкес имел сравнительно мало учеников и последователей. Непосредственным продолжателем и наследником его должности при дворе стал его ученик и муж дочери Франсиски Хуан Батиста дель Масо (1612–1667 гг.). Однако он не обладал талантом своего предшественника и смог воспроизводить лишь некоторые внешние формы. Другой ученик Веласкеса – мавр Хуан де Пареха (1610–1670 гг.) – был слугой в его мастерской; его перу принадлежат портреты и религиозные картины (Веласкес изобразил этого африканца на одном из лучших своих портретов). После него при мадридском дворе короля Карлоса II (Околдованного, Зачарованного; 1661–1700 гг.) работали художники эпохи барокко Клаудио Коэльо (1642–1693 гг.) и Хуан Каррено де Миранда (1614–1685 гг.). Влияние Веласкеса в это время проявляется, главным образом, в области портрета, а также жанровой живописи. Со сменой правящей династии (испанские Бурбоны) французское барокко и рококо вытеснило в высших слоях созданный Веласкесом реализм и натурализм. На протяжении большей части XVIII в. он оказывается в значительной степени забытым, и лишь в конце XVIII в. в творчестве Франсиско Хосе де Гойи-и-Лусьянтеса (1746–1828 гг.) находят развитие традиции его искусства. Позже к его наследию обратились романтики и импрессионисты (Делакруа, Курбе, Эдгар Мане). В честь Веласкеса назван кратер на Меркурии. Лит.: Знамеровская Т.П. «Прядильщицы» как итог развития бытового жанра в творчестве Веласкеса (ко 300-летию со дня смерти) // Научные доклады высшей школы. Серия исторических наук. № 2, 1961; Она же. Веласкес, М., 1978; Каптерева Т.П. Веласкес и испанский портрет XVII века. М., 1956; Кеменов В.С. Картины Веласкеса. М., 1969; Он же. Веласкес в музеях СССР. Л., 1977; Королёва С. Диего Веласкес / В серии «Великие художники». Т 10. К., 2010; Левина И.М. Диего Веласкес. «Завтрак». Л., 1948; Она же. Новое о Веласкесе // Искусство, 1975. № 2; Малицкая К.М. Отражение жизни Испании XVII века в исторических и жанровых композициях Веласкеса // Труды Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, М., 1960; Якимович А. Художник и дворец: Диего Веласкес. М.: Советский художник, 1989.



 
PR-CY.ru