ВЕЛАСКЕС Диего Родригес де Сильва - Страница 6

К этому же времени относится создание серии картин, воспевающих военные победы Филиппа IV, однако наиболее значительной, центральной работой 1630 гг. является знаменитая картина «Сдача Бреды» (1634–1635 гг., Прадо, Мадрид). Художник не только запечатлел современное историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 г.), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам (в дальнейшем подобное использование деталей стало одной из наиболее характерных особенностей стиля Веласкеса). Эта картина занимает важное место в истории западноевропейского искусства и считается специалистами первой исторической картиной в современном понимании этого жанра. Никто до Веласкеса не трактовал историческое событие так просто и естественно, с таким психологическим мастерством. В картине изображён момент передачи ключей Бреды голландским военачальником Юстинианом Нассауским испанскому полководцу маркизу Спиноле. Их фигуры занимают центральное место; выделенные композиционно, цветом и светом, они сразу привлекают внимание. В горделивом достоинстве Спинолы, в глубоком волнении Юстиниана Нассауского Веласкес сумел выразить весь смысл происходящего. Картина великолепно построена. Испанцы, стоящие за своим полководцем, образуют монолитную группу, замкнутую спереди фигурой могучего коня. Стройный лес копий над их головами подчёркивает сплочённость их рядов (отсюда второе название картины – «Копья»). В группе испанцев преобладают яркие портретные характеристики, а нестройная группа побеждённых голландцев менее индивидуализирована, но в ней много выразительных образов. Для Веласкеса показательно равное внимание и уважение, с которым он изображает и победителей, и побеждённых. Фоном для изображённой сцены служит уходящая вдаль равнина с проходящими войсками, окутанная дымом пожаров. В сдержанном колорите картины доминирующие чёрные, коричневые и зеленоватые тона оживлены немногими светлыми пятнами. В творчестве Веласкеса в это время преобладают разнообразные по своему характеру портреты. Большой интерес представляют охотничьи и конные портреты членов королевской семьи. Классическая ясность композиций, мастерство портретных характеристик, изысканность колорита сочетаются в них с исключительным для того времени  реализмом и простотой в трактовке пейзажей. В этих портретах Веласкеса впервые насыщенный воздухом и светом пейзаж окрестностей Мадрида перестал быть декоративным фоном и превратился в живую среду, органически связанную с фигурами. Наиболее известны портреты дона Хуана Матеоса (1632 г.), генерала Оливареса (1633 г.), конный портрет короля Филиппа III (1635 г.), папы Иннокентия X (1650 г.). Среди более простых по композиции портретов этого времени выделяется погрудный портрет Оливареса, отличающийся строгой правдивостью в передаче непривлекательной внешности всесильного временщика и блестяще раскрывающий характер модели. В 1642–1644 гг. Веласкес сопровождал короля в его походе на Арагон, в 1643 г. получил звание администратора королевского двора. В конце 1648 г. художник совершил второе путешествие в Италию, уже не безвестным художником, а прославленным мастером. Поездка осуществлялась по приказу короля с целью приобретения для королевской коллекции шедевров итальянской живописи и античной скульптуры (неофициальной целью визита художника, как придворного чиновника, было установление дипломатических контактов с разными высокопоставленными лицами Италии). В Ватикане Веласкеса благосклонно принял папа Римский Иннокентий X (1644–1655 гг.), заказавший художнику свой портрет (в результате эта картина, над которой он проработал три месяца, ошеломила весь Рим; с неё сразу же было сделано немало копий). Веласкес изобразил папу сидящим в кресле в спокойной, но собранной позе. Яркое солнце заливает фигуру и придаёт ей необыкновенную живость. Лицо папы, который славился своим уродством, передано с беспощадной правдивостью. Говорят, что папа, увидев портрет, воскликнул: «Слишком правдиво!» – и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Острота характеристики, глубокий психологизм, жизненность и необыкновенное мастерство выполнения позволяют специалистам считать эту работу Веласкеса одним из высших достижений мирового портретного искусства.

 



 
PR-CY.ru