ВЕЛАСКЕС Диего Родригес де Сильва - Страница 5

Так, в портрете карлика Эль-Примо Веласкес создаёт полный достоинства образ человека высокого интеллектуального развития, ставшего забавой для короля. Полон мрачного трагизма образ карлика Себастьяна Мора, гневно смотрящего на зрителя. Жалким и беспомощным выглядит слабоумный Нино из Валекаса (по проникновенности и глубокой человечности эти портреты Веласкеса не уступают поздним портретам Рембрандта). Классическим образцом ранних портретов мастера исследователи считают портрет инфанта Карлоса с перчаткой (1625–1627 гг., Прадо). На протяжении 1620 гг. живопись Веласкеса развивается в направлении большей свободы и уверенности; растёт мастерство в передаче пространства и света. Но живописная манера остаётся довольно жёсткой, а переходы светотени сохраняют резкость и контрастность. Эти черты свойственны картине «Вакх» (или «Пьяницы»), очень показательной для реализма Веласкеса. Мифологический сюжет в ней трактуется как живая народная сцена, её действующие лица – испанские простолюдины с некрасивыми, но выразительными лицами, собравшиеся вокруг молодого бога и пьющие вино. В июле 1629 г. художник, получив от короля разрешение, в сопровождении генерала Амброзио Спинолы (1571–1630 гг.), только что назначенного командующим испанскими войсками в Италии, покинул Мадрид. Он посещает многие города, живёт в Венеции, в Риме, в Неаполе, внимательно изучает итальянское искусство, делает копии. Его путешествие по Италии исследователи не могут назвать приятным: должность королевского камергера, статус протеже графа Оливареса и наличие спутника-генерала вызывало раздражение у подозрительных итальянцев, считавших Веласкеса чуть ли не испанским шпионом. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Знакомство с творениями великих итальянских художников оказало заметное влияние на живописца: его стиль стал более свободным и блестящим, колорит – менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Тем не менее, он в полной мере сохранил всю самобытность своего искусства. В конце августа 1629 г. Веласкес прибыл в Геную, оттуда направился в Милан, а затем – в Венецию. Именно в Венеции художник столкнулся с наиболее яростным неприятием итальянцами испанцев как таковых и в октябре 1629 г. спешно покинул город, устремившись в Рим, где, в случае чего, можно было рассчитывать на заступничество папы Римского (там художник пробыл до конца следующего года). После возвращения в Испанию в 1631 г. Веласкес был назначен гофмейстером королевского двора, в 1634 г. получил почётное звание гардеробмейстера. Примерно в это же время Филипп IV поручил ему руководство оформлением интерьера нового королевского дворца в Буэн Ретиро. Веласкес не только руководил работами, но и сам принимал активное участие в оформлении дворца. Ещё в Италии (или сразу после возвращения на родину) он создаёт картину «Кузница Вулкана» (Прадо), которой открывается средний период его творчества. Как и в более раннем «Вакхе», изображённая здесь мифологическая сцена имеет жанровый характер. Мастерство композиции, свобода и уверенность размещения фигур в пространстве, меткость и разнообразие индивидуальных характеристик, убедительность в передаче сложного двойного освещения свидетельствуют о полной творческой зрелости мастера. Картина открывает очень плодотворный период в его творчестве, охватывающий 1630–1640 гг. В эти годы происходят значительные, хотя и постепенные изменения в живописной манере Веласкеса: она становится всё более широкой и свободной; краски прозрачно и легко ложатся на холст; колорит светлеет, становится утончённым, богатым оттенками. Растёт мастерство в передаче воздуха и света, исчезают чёткость и жёсткость контуров, резкость в переходе светотени. Цвет постепенно становится ведущим средством передачи формы при безупречной точности рисунка.

 



 
PR-CY.ru