ВЕЛАСКЕС Диего Родригес де Сильва

ВЕЛАСКЕС Диего Родригес де Сильва (1599–1660 гг.) – испанский художник, величайший представитель золотого века испанской живописи. Родился в семье  обедневшего дворянина. Его родители были уроженцами Севильи, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Диего был самым старшим из восьмерых детей в семье. По широко распространённому в Андалусии обычаю Диего и его брат Хуан (также ставший художником) взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Художественный талант Диего открылся в раннем возрасте. Согласно биографу Антонио Паломина (1653–1726 гг.), художнику эпохи барокко и автору сборника «Музей живописи и оптическая скала», Диего (после исполнения ему десяти лет) определили на учёбу в мастерскую известного севильского художника Франсиско Эрреры Старшего (1576–1656 гг.). Однако срок пребывания в мастерской был очень кратким, т.к. Эррера имел очень скверный характер, чего молодой ученик выдержать не смог. Подтверждающих это документов нет, но исследователям известно, что в октябре 1611 г. отец художника Хуан Родригес подписал на шесть лет (начиная с декабря 1611 г.) «договор на обучение» своего сына Диего с художником и теоретиком искусства Франсиско Пачеко (1564–1644 гг.), человеком широкой культуры и многосторонне образованным, автором неизданного при жизни трактата по искусству живописи, характерным представителем «романтизма», верным последователем великих итальянских живописцев Рафаэля Санти (1483–1520 гг.) и Микеланджело Буонаротти (1475–1564 гг.). Сам делавший превосходные портреты карандашом, Пачеко дель Рио, несмотря на отсутствие большого таланта, был хорошим педагогом и своим человеком в интеллектуальной среде Севильи и среди духовенства, поскольку занимал должность цензора и эксперта по церковной живописи при святейшей инквизиции в Севилье. Его школа живописи, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. В течение нескольких лет пребывания в его мастерской молодой Веласкес получил прекрасную техническую подготовку и эстетические навыки, подружился с будущим скульптором и живописцем Алонсо Кано (1601–1667 гг.) и знаменитым испанским живописцем Франсиско де Сурбараном (1598–1664 гг.). Однако влияние учителя не ощущается даже в ранних его работах: обладая очень яркой художественной индивидуальностью, он сразу пошёл по самостоятельному пути. 23 апреля 1618 г. Веласкес женился на 15-летней дочери Пачеко Хуане Миранде. Между членами разных семей испанских художников узы брака были в то время широко распространены, поскольку облегчали поиск работы и заказов. Вскоре у них родились две дочери: Франсиска (1619 г.) и умершая в младенчестве Игнасия (1621 г.). 14 марта 1617 г. Веласкес сдал экзамен на звание мастера и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве, иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Первые его работы были выполнены в жанре бодегонес (bodegоn –трактир) и представляют собой натюрморты, кухонные сцены, трактирные зарисовки, бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Исследователям известны около двадцати работ того периода, из которых до наших дней сохранилось только девять: «Двое юношей у стола» («Завтрак двух юношей»; около 1618 г., Музей Веллингтона, Лондон); «Завтрак» (около 1618 г., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург); «Старая кухарка» (около 1618 г., Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), где художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры; «Водонос» («Продавец воды из Севильи»; около 1622 г. Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.

 



 
PR-CY.ru