ВЕЙГЕЛЬ Валентин

ВЕЙГЕЛЬ Валентин (1533–1588 гг.) – немецкий лютеранский богослов, теософ и мистик, считается основателем мистической секты. После окончания школы в Майсене в качестве стипендиата саксонского курфюрста изучал теологию в Лейпцигском университете. Около 1563 г. переехал в Виттенберг, где завершил образование и получил степень магистра богословия. Уже в Виттенберге Вейгель стал интересоваться натурфилософскими вопросами и увлёкся творчеством знаменитого алхимика и врача Филиппа Парацельса (1493–1541 гг.). В 1567 г. стал пастором в Чопау, где и провёл остаток жизни. Вейгель всегда поддерживал внешнюю лояльность к официальному лютеранскому богословию и вместе с другими пасторами своего диоцеза подписал одну из символических книг в лютеранстве «Формулу согласия» («Formula Concordiae»). Лишь после его смерти обнаружилось, что он скрывал свои подлинные мистико-теософские воззрения, проникнутые критическим настроем в отношении лютеранского богословия. Учение Вейгеля изложено в обширном корпусе сочинений, ни одно из которых не было обнародовано при жизни автора. Сочинения были обнаружены через несколько лет после смерти Вейгеля у его ученика М. Бидермана и опубликованы в Галле около 1609–1612 гг. В 1624 г. последовал официальный запрет на сочинения Вейгеля, его книги начиная с 1626 г. многократно подвергались сожжению. В течение XVII в. в Германии публиковались антивейгелевские трактаты (И. Кроций, Т. Тумм, И. Шельхаммер и др.), однако творчество Вейгеля продолжало распространяться его учениками в рукописных копиях. Его последователи (Й. Штифель, П. Нагель, К. Энгельбрехт и др.) образовали в 1590 гг. спиритуалистическую секту «вейгелианцев». Подлинность ряда сочинений, приписываемых Вейгелю, вызывает у исследователей сомнения и остаётся предметом дискуссий. Удовлетворительное разрешение всех спорных вопросов, а также точную датировку текстов Вейгеля должно дать критическое издание его сочинений, которое в настоящее время не завершено. Важнейшими из числа бесспорно признанных подлинными являются трактаты «О местонахождении мира» («Vom Orth der Welt»), «Познай самого себя» («Gnothi Seauton»), «Всеобщее учение» («Studium Universale»), «Книжица о молитве» («Büchlein vom Gebet»), «Об отрешённости» («Von der Gelassenheit»), «Книжица о том, что один лишь Бог благ» («Ein Büchlein dass Gott allein gut sei»), «Церковные и домашние проповеди» («Kirchen- und Hauspostille»), «Золотой ключ к безошибочному познанию всех вещей» («Der güldene Griff alle Dinge ohne Irrtumb zu erkennen»), «Краткое введение и наставление к немецкой теологии» («Kurzer Bericht und Anleitung zur Teutschen Theologie»). Особое место в наследии Вейгеля занимает «Диалог о христианстве» («Dialogus de Christianismo») – цикл из девяти небольших диалогов между пастором, мирянином и Смертью, где пастор олицетворяет официальное лютеранское учение, мирянин – теософию самого Вейгеля, а Смерть – Христа, разрешающего спор между ними. В целом учение Вейгеля представляет собой попытку синтеза идей августинизма, воспринятых лютеранством, средневековой немецкой мистики и герметической натурфилософии. Его сочинения изобилуют ссылками на «Ареопагитики» (учение о Божественном мраке), виднейшего представителя немецкой философской мистики позднего Средневековья Иоганн Экхарта (около 1260 – около 1328 гг.), немецкого мистика и проповедника Иоганна Таулера (около 1300 – 1361 гг.), идеолога левого крыла Реформации, гуманиста Себастьяна Франка (1499–1542 гг.), однако своеобразие воззрений Вейгеля определяется, прежде всего, влиянием Филиппа Парацельса.

 



 
PR-CY.ru