ВЕДЬМА - Страница 5

В санскрите слово «veda» означает «священное знание», т.е. можно предположить, что в древности у славян слово «ведьма» не имело однозначно осуждающего значения и означало женщин, которые сохраняли тайное, сакральное знание. Поэтому массовое преследование ведьм у славян отсутствовало. Облик ведьмы у жителей России различается. В малоросских степях они появляются в виде молодых вдов, а в лесных местностях – в виде безобразных старух. Согласно русским представлениям, ведьмы обязательно имеют хвост и, отправляясь на свои тёмные дела, могут летать по воздуху на помеле. Характерно, что образ ведьмы часто ассоциируется с образом Бабы-Яги, которая живёт в «избушке на курьих ножках». Поскольку в дохристианские времена умерших не предавали земле, а укладывали в так называемых домовинах, которые представляли собой деревянные гробы на столбах (чтобы трупы не съедали звери), то ведьмы ассоциировались с потусторонней силой, которая находилась в этих домовинах. Эта потусторонняя сила обладала не только большим жизненным опытом (что связано со знахарством), но и завистью к живым. Поэтому в русских деревнях были распространены расправы и побои до смерти над женщинами, особенно когда их подозревали в том, что они наводили порчу на домашних животных. Считалось, что полностью избавиться от ведьмы можно лишь традиционным способом – вбиванием осинового кола в её могилу. Распространённым средством распознавания ведьмы было испытание водой: «Если начнёт тонуть – невинна, если же поплывёт, то ведьма». Об испытании водой упоминается уже в древнеиндусской книге Ману; неясные указания даются и в Авесте. Описание испытания водой находится также в древненемецком обычном праве и в законодательстве. Видимо, идея этого испытания заключалась в том, что вода, как чистая стихия, отказывается принять к себе людей, которые служат нечистой силе. Об обычае испытания ведьм водой упоминает в своём «Слове» 1274 г. Владимирский епископ Серапион, который был первым архимандритом Печерской лавры (он написал своё «Слово» против самосудов над ведьмами на основании своих наблюдений за жизнью украинского народа). В украинских судебных актах XVIII в. также встречаются непосредственные указания на испытание ведьм водой (так называемый «Суд Божий»). Так, в 1709 г. крестьяне и шляхтичи испытывали водой шляхтянку Яновскую: её раздели догола, связали накрест, как это обычно в таких случаях делалось (большой палец правой руки привязывали к большому пальцу левой ноги, а палец левой руки привязывали к пальцу правой руки), между связанными руками и ногами продели шнур и спустили горемычную в воду (описание подобного испытания водой показал и Григорий Фёдорович Квитка Основяненко (1778–1843 гг.) в произведении «Конотопская ведьма»). Считалось, что тот, кто хочет увидеть ведьму, должен посмотреть через полено, в котором выпал сучок, или сквозь такое же отверстие в доске, которую тешут на гроб; можно увидеть ведьму и через осиновую борону, изготовленную за один день. На отличия в отношении к ведьмам у славян, и в Западной Европе обратил внимание профессор русской истории Киевского университета Владимир Бонифатьевич Антонович (1834–1908 гг.), подчеркнув, что на Западе главным основанием для преследования ведьм было подозрение в отношениях с нечистой силой, отступлении от правдивой религии, а у славян все процессы против ведьм были построены на жалобах о каком-то конкретном вреде, который будто бы причинила ведьма. И если на Западе ведьму привлекали к ответственности государственные, а чаще церковные учреждения, то у славян, как правило, подобные процессы начинали только за иском частных лиц, при наличии обиженной стороны (примечательно, что церковная иерархия вообще не интересовалась этими делами).

 



 
PR-CY.ru