ВЕБЕР Максимилиан Карл Эмиль - Страница 6

После разгрома Баварской советской республики в 1919 г. Макс Вебер переехал в Мюнхен и стал профессором местного университета, присутствовал на Парижской мирной конференции в составе германской делегации, будучи советником при Конфиденциальном комитете по конституционной реформе, способствовал разработке Веймарской конституции (1919 г.); будучи достаточно видной фигурой в национал-либеральной партии, в качестве правительственного эксперта участвовал в Версальской мирной конференции. Он хорошо понимал устройство политической системы США и выступал за создание выборного мощного института президентства, который служил бы противовесом бюрократической власти. Спорным для исследователей является мнение, что он настаивал на закреплении в документе чрезвычайных полномочий президента (статья 48 Веймарской конституции действительно содержит подобное положение, которое было впоследствии использовано Адольфом Гитлером (Шикльгрубером; 1889–1945 гг.) для подрыва других конституционных норм, подавления оппозиции и установления тоталитарного режима). Именно благодаря усилиям Вебера в конституцию Веймарской республики была включена статья 41, гласившая, что глава государства (президент) избирается всем народом. Эта же статья требовала, чтобы президент назначал министров из числа депутатов рейхстага, но сохраняла за ним право обращаться к народу через голову рейхстага, устраивать референдумы и распускать парламент (это впоследствии также было использовано нацистами). Однако исследователи предостерегают от обвинений Вебера в профашистских симпатиях, признавая, что хотя некоторые его высказывания пересекаются с нацистскими, они всё же достаточно типичны для всех немецких философов. Например, Карл Маркс (1818–1883 гг.) видел в славянах врагов прогресса, а своих соотечественников – главными его носителями, однако никто не обвиняет его в пропаганде национализма и расовой ненависти. Тем более что при жизни Макса Вебера фашизм был всего лишь новорождённым младенцем (однако очень быстро повзрослевшим). Позже учёный безуспешно баллотировался в парламент от Немецкой демократической партии, организации либерального толка, одним из основателей которой был он сам. Макс Вебер выступил как против Ноябрьской революции, так и против ратификации Версальского мирного договора, что сделало его оппонентом практически всех политических сил Германии. Считается, что именно эта принципиальная позиция помешала ему занять государственную должность в период правления нового президента от социал-демократов Фридриха Эберта (1871–1925 гг.). Разочарованный в политике Макс Вебер в 1919 г. вернулся к преподавательской работе. Его последние лекции были собраны в книгах «Наука как призвание и профессия» («Wissenschaft als Beruf», 1918), «Политика как призвание и профессия» («Politik als Beruf», 1919) и «Общая экономическая история» («Wirtschaftsgeschichte», 1923). Баварские коллеги и студенты Макса Вебера резко раскритиковали его точку зрения в отношении Ноябрьской революции, а представители правого студенчества устроили демонстрацию напротив дома учёного. В Мюнхене Макс Вебер заразился Испанским гриппом и умер от последовавшей пневмонии (там же был кремирован, а через некоторое время похоронен в Гейдельберге). Перед смертью он работал над своим magnum opus «Хозяйство и общество» («Wirtschaft und Gesellschaft»), которое было издано при содействии Марианны в 1921–1922 гг. На протяжении довольно короткого времени один за другим вышли сборники «Политические сочинения» (1921 г.), «Собрание сочинений по наукоучению» (1922 г.), «Собрание сочинений по социологии и социальной политике» (1924 г.). Настоящая же слава пришла к Максу Веберу в 1930 гг. благодаря американскому социологу, главе школы структурного функционализма Толкотту Парсонсу (1902–1979 гг.). Гарвардский учёный сначала перевёл на английский язык его «Протестантскую этику», а несколько позже, в своём главном труде «Структура социального действия» (1937 г.), выступил как популяризатор веберовских взглядов.

 



 
PR-CY.ru