ВЕБЕР Максимилиан Карл Эмиль - Страница 13

Таким образом, делает вывод Макс Вебер, современная теоретическая и практическая, интеллектуальная и прагматическая рационализация картины мира привела к следующему результату: чем больше прогрессирует этот особый вид рационализации. Тем больше религия оттесняется в область иррационального. Иррациональные элементы и рационализация действительности стали прибежищем, куда была оттеснена тяга интеллектуализма к обладанию запредельными ценностями, которая становилась тем сильнее, чем больше мир казался лишённым этих ценностей. Значение религиозных мотивов социального действия, «практических импульсов к действию», а также связь некоторых форм религиозности с определёнными слоями общества Макс Вебер анализировал и в контексте факторов развития капитализма в Западной Европе. Он ставил вопрос: какое сцепление обстоятельств привело к тому, что именно на Западе (и только здесь) возникли такие явления, которые развились в направлении, получившем универсальное значение? Макс Вебер писал, что наиболее рациональным типом хозяйствования считается капиталистическая система, которой присущи дух капитализма, своеобразное «хозяйственное мышление», «специфически буржуазный профессиональный этос». Дух капитализма понимается им как «логически окрашенная жизненная максима», возбуждающая стремление к богатству и обусловливающая рационализацию получения дохода. С другой стороны, в религиях наличествует определённая «хозяйственная этика», которая разница в зависимости от главных кредовых ориентаций той или иной религии. Макс Вебер отмечал связь между учениями кальвинизма, других пуританских сект и развитием капиталистического духа на Западе, оспаривал «столь нелепый доктринальный  тезис», будто дух капитализма мог возникнуть только в результате влияния определённых сторон Реформации, будто бы породившей капитализм как хозяйственную систему. Однако он полагал, что религиозное влияние играло определённую роль в качественном формировании и количественной экспансии капиталистического духа; особенно важное значение для его развития имели пуританское требование аскетической жизни и понимание профессионального призвания. Мирская аскеза пуританизма решительно отвергала непосредственное наслаждение богатством, стремление к показной роскоши. Борьба с приверженностью к материальным благам была борьбой с нерациональным использованием имущества. Требовалось не умерщвление плоти, а рациональное употребление богатства, которое служило бы необходимым и практическим целям. Кальвинизм рассматривал профессиональное призвание, «труд по призванию» как средство «религиозной гигиены» и даже «знак милости Божьей»; всё это соответствовало потребностям капиталистического хозяйства. Рационализация в ходе Реформации христианских представлений выступает, таким образом, важным фактором рационализации системы хозяйствования. На Западе капитализм не мог бы получить такого развития, если бы на его дух не повлияла «хозяйственная этика» кальвинизма. Соч.: Вебер М. Аграрная история древнего мира. М., 1923; переиздание М.: Канон-пресс-Ц; Кучково поле, 2001; Вебер М. Исследования по методологии наук. М.: ИНИОН, 1980; Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко; коммент. А.Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1990; Вебер М. Избранное. Образ общества / Пер. с нем. М.: Юрист, 1994; Вебер М. История хозяйства: Город. М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2001; Вебер М. Политические работы, 1895–1919 / Пер. с нем. Б.М. Скуратова; послесл. Т.А. Дмитриевой. М.: Праксис, 2003; Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 2003; Вебер М. Хозяйство и общество / Пер. с нем. под научн. ред. Л.Г. Ионина. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2010. Лит.: Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ. ред. и предисл. П.С. Гуревича. М.: Издательская группа «Прогресс» – «Политика», 1992; Блауг М. Вебер, Макс // 100 великих экономистов до Кейнса (Great Economists before Keynes: An introduction to the lives & works of one handred great economists of the past). СПб.: Экономикус, 2008 (Библиотека «Экономической школы», вып. 42); Вебер Марианна. Жизнь и творчество Макса Вебера. М.: РОССПЭН, 2007; Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991; Гайденко П.П. Социология Макса Вебера // История буржуазной социологии XIX – начала XX века / Под ред. И.С. Кона. М.: Наука, 1979; Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология: Актуальные проблемы веберского социологического учения. М.: Мартис, 1998; Кравченко Е.И. Макс Вебер. М.: Весь мир, 2002; Льюис Дж. Марксистская критика социологических концепций Макса Вебера. М., 1981; Шпакова Р.П., Гергилов Р.Е. Братья Макс и Альфред Веберы. СПб: Журнал социологии и социальной антропологии (№ 2), 2006.



 
PR-CY.ru