ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович - Страница 2

К концу 1920 гг. такая манера письма, отражавшая ощущение непрочности, даже эсхатологичности современных устоев жизни, не могла быть публично представляемой. В 1928 г. на помощь А. Введенскому пришли Самуил Маршак (1887–1964 гг.) и Николай Олейников (1898–1937 гг.) и вовлекли его в область детской литературы, где раскрылись затаённые способности поэта (дети до сих пор читают сказки братьев Гримм в его переложении). Однако, плодотворно работая в сфере детской литературы, Александр Введенский ощущал основу своего творчества трагической, утверждая, что основными темами для него являются Бог, время и смерть. Он считал, что не только разум человеческий, претендующий на постижение и устроение мира, но и само время – мнимые величины, фикция. В «Серой тетради» он записал: «Наша человеческая логика и наш язык не соответствуют времени ни в каком, ни в элементарном, ни в сложном, его понимании... Тем не менее <...> можно попробовать и написать если и не о времени, то хотя бы попробовать установить те некоторые положения нашего поверхностного ощущения времени, и на основании их нам может стать ясным путь в смерть и в широкое непонимание... Горе нам, задумавшимся о времени» (в стихах эту мысль А. Введенский выразил так: «Горит бессмыслицы звезда, / она одна без дна»). Эсхатологические настроения усилились у него после ссылки в Курск в связи со сфабрикованным ОГПУ делом, в частности о «вредительстве в области детской литературы» посредством использования «заумных стихов». После освобождения и возвращения в Ленинград у А. Введенского начинается творческий подъём, и трагический пафос его стихов крепнет. Ещё в декларации ОБЭРИУ его творческий метод обрисовывался следующим образом: «А. Введенский (крайняя левая нашего объединения) разбрасывает предмет на части, но от этого предмет не теряет своей конкретности. Введенский разбрасывает действие на куски, но действие не теряет своей творческой закономерности. Если расшифровать до конца, то получается в результате – видимость бессмыслицы. Почему видимость? Потому что очевидной бессмыслицей будет заумное слово, а его в творчестве Введенского нет». В 1930 гг. произошло обратное: «бессмыслица» стала у него содержанием произведений, адекватным современной жизни, а словесное «разбрасывание на куски» сменилось стройной формой медитативного монолога или диалогического интеллектуального действия при сохранении принципа алогизма. Таковы лучшие из его сохранившихся произведений (их – ничтожная часть от созданного: будучи человеком бездомным, поэт свои создания не хранил). Это – «Приглашение меня подумать» (1931–1934 г.), «Мне жалко, что я не зверь» (1934 г.), где звучит тоска по невозможности бытия индивидуума во всем многообразии мира. Это «Потец» – жуткая драма о всемогуществе смерти и упорстве человеческого сознания (1936 или 1937 г.). Это – драма для чтения «Ёлка у Ивановых» (1938 г.), где полностью торжествует абсурд при разумности всех реплик персонажей. Наконец, это – «Элегия» (1940 г.), которую восторженно читала Анна Ахматова (1889–1966 гг.) накануне войны, – величественное примирение со смертью («На смерть, на смерть держи равненье, / певец и всадник бедный»). И вслед за ней – «Где. Когда» (1941 г.) – окончательное прощание с миром во всей его метафизической необъятности. Александр Введенский осознавал свою несовместимость с установившимся политическим режимом. В 1936 г. он переезжает в Харьков, но это его не спасёт. 27 сентября 1941 г. Введенский был подвергнут превентивному аресту (принудительная эвакуация прежде репрессированных) и, по противоречивым свидетельствам попутчиков, погиб в ходе следования на Казань. Реабилитации Александра Введенского помог Сергей Михалков (1913–2009 гг.), который познакомился с ним в 1930 гг. и чей знаменитый «Дядя Стёпа» возник не без влияния стихов Введенского. В целом его творческую позицию характеризует изречение: «Бодрствуйте, ибо не знаете, когда придёт хозяин дома» (Мк. 13:35), – т.е. живите всегда сейчас, т.к. прошлого уже нет, а будущего ещё нет, поэтому думайте о настоящем – о сейчас, за которое вы отвечаете, несёте ответственность за то, что сейчас совершите…



 
PR-CY.ru