ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович

ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1856–1925 гг.) – русский философ, психолог, логик, выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета (1881 г.). В 1888 г. защитил магистерскую диссертацию «Опыт построения материи на принципах критической философии». В Петербургском университете и других учебных заведениях читал курсы логики, психологии, истории философии, был одним из инициаторов создания Философского общества, где 31 января 1898 г. (на первом заседании в качестве председателя) сделал доклад «Судьбы философии в России». Основывая собственное учение («логицизм») на принципах кантовского априоризма, трактовал априорность в смысле необходимости исходных, недоказуемых в системе знания, но «заведомо годных для знания» суждений. Хотя ни одна из школ европейского неокантианства не оказала на А.И. Введенского непосредственного и решающего влияния, его понимание методологических задач «критической» философии в ряде существенных моментов было близко принципам теории познания философов-идеалистов Германа Когена (1848–1918 гг.) и Вильгельма Виндельбанда (1848–1915 гг.). Достоверность познавательной деятельности, по А.И. Введенскому, ограничена пределами сознания, основополагающим законом которого является «объекгивирование»: «неотделимость я от не-я, я без не-я пусто», поэтому свойства нашего сознания (например, ощущения) неизбежно выступают в виде объекта. В «логицизме» философа априорному (аксиоматическому) знанию противопоставляются не обладающие научной достоверностью знания апостериорные (опытные) и метафизические (основанные на вере). Ведущая роль в познавательном процессе отводится логике, которая является (в отличие от психологии, выполняющей лишь описательные функции) основным инструментом проверки научной состоятельности теории. Отрицая логико-рациональный статус метафизики (даже «чужое одушевление» недоказуемо и остаётся всего лишь метафизической гипотезой из-за «отсутствия объективных признаков одушевления»), Введенский в то же время видел в метафизике как вере, основанной на нравственных взглядах, необходимый элемент мировоззрения. В 1920 гг. он выступал против пропаганды массового атеизма и полагал, что он не может иметь корней в России, т.к. верующие интуитивно и верующие в силу развитости нравственного и эстетического чувства делают религиозность населения чертой постоянной. Соч.: Опыт построения теории материи на принципах критической философии. СПб., 1888; Логика как часть теории познания, 4-е изд. Пг., 1922; Судьба веры в Бога в борьбе с атеизмом. «Мысль», журнал Петербургского философского общества, 1922; Философские очерки. Прага, 1924; Статьи по философии. СПб., 1996. Лит.: Зеньковский В.В. История русской философии. Париж, 1909, т. 2; Кант и философия в России. М., 1994.

 
PR-CY.ru