Словарь по христианству В ВВЕДЕНСКИЙ Алексей Иванович

ВВЕДЕНСКИЙ Алексей Иванович

ВВЕДЕНСКИЙ Алексей Иванович (1861–1913 гг.) – русский религиозный философ, выпускник, а затем и преподаватель Московской духовной академии, с 1891 г. стажировался в университетах Германии и Франции, публиковался в журналах «Богословский вестник», «Вера и разум», «Вопросы философии и психологии». В работах «Западная действительность и русские идеалы» (1891–1894 гг.), «О задачах современной философии…» (1893 г.) Введенский стремился показать самобытность путей русской религиозной философии, продемонстрировать высокий потенциал русской мысли. В частности, в журнале «Богословский вестник» был опубликован цикл его писем с оценкой «социально-бытовой, умственной и религиозно-нравственной жизни современного Запада с точки зрения русских идеалов». По его мнению, Запад, несмотря на его внешнее благополучие, предвещает «социальные землетрясения», отличается религиозным и нравственным равнодушием. Русская действительность по сравнению с западной – «серая», однако все, кто знает русскую душу, верят в Россию, в её высокое предназначение быть носительницей истинного учения и духа Христова «Русские идеалы» – вот наше спасение и преимущество в сравнении с Западом, считал он. В журнале «Вопросы философии и психологии» Алексей Иванович публикует статью «О задачах современной философии, в связи с вопросом о возможности и направлении философии самобытно-русской (pia desideria)», где пишет, что в доказательство нашей национальной неспособности к философии обычно ссылаются на нашу прошлую «философскую бесплодность». Введенский соглашается, что мы действительно не создали ни одной грандиозной философской системы, которая бы заявила о себе, но замечает, что мы проявили большой и глубокий интерес к философии и подготовили материал для её создания, и делает вывод: причина прошлой «философской бесплодности» заключается не в наших природных психических свойствах («умственной вялости», «узкопрактическом реализме», обусловливающем скептическое отношение к вопросам бытия, знания, как обычно считают), а в том, что история нашей сознательной жизни началась сравнительно недавно. Вполне закономерно, что в пору выхода из состояния исторической юности народ отличается большей рецептивностью – восприятием и усвоением различных знаний, и лишь потом наступает время синтеза, творчества, построения собственных концепций. Главная проблема, на которой сосредоточивается русское философское миросозерцание, считал А.И. Введенский, – это вопрос о жизни, её смысле и ценности; исходя из него рассматриваются все остальные философские вопросы. При этом если мыслители в других странах решали указанную проблему в смысле либо оптимизма, либо пессимизма, русский ум нашёл третью возможность. Покорный Божьей воле, он терпит зло, но не мирится с ним, не возводит его в принцип и не оправдывает, а, напротив, энергично осуждает его, постоянно с ним борется и хочет его исправить, одушевлённый верой в идеал грядущего Царства Небесного. Он не пессимист и не оптимист, он «мелиорист», т.е. склонен к улучшению и преобразованию жизни.

 



 
PR-CY.ru