Словарь по христианству В ВАХАНЯН Габриель

ВАХАНЯН Габриель

ВАХАНЯН Габриель (род. в 1927 г.) – франко-американский протестантский теолог, сторонник модернистских тенденций в христианстве. Является продолжателем неоортодоксальной традиции (см. Неоортодоксия протестантская) и наследует её диалектический подход к трактовке Божественного и мирского. Он считает, что человеческое и Божественное ни в коем случае не должны смешиваться, но одновременно ни одно из этих понятий не имеет смысла в отрыве друг от друга. Бог и бесконечно далёк, и вместе с тем ближе к человеку, чем его собственная человеческая сущность. Габриэль Ваханян категорически выступает против любых форм объективации Бога, против представления Бога как высшего и абсолютного бытия; это приводит к тому, что для современного религиозного сознания Бог предстаёт в качестве отсутствующего. Присутствие Бога может быть обнаружено только через сочетание противоположностей: через обмирщение и воплощение Слова, через диалектический акт веры и, в первую очередь, через живого Иисуса Христа. В понимании Ваханяна Иисус – это действительно Христос, Который связывает Бога с человеком так, что Слово Божье воплощается в человеческом образе, и Бог без человека уже не может быть Богом. В Иисусе Христе человек оказывается мерой Бога и условием бытия Бога как Бога. Вместе с тем это воплощение Бога нисколько не изменяет самой вечной сущности Бога, Бог остаётся Богом, даже проникая в реальность времени и истории. Он не умирает и не воскресает во времени и истории, а благодаря Иисусу Христу Бог «темпорализируется». Бог как бы забывает, что Он вечен, и открывается как Бог только в единстве с человеческой временностью, на которую накладывается эсхатологическая перспектива и через которую время предстаёт как «завершённость времён», а мир предстаёт как эсхатологическая утопия (см. Эсхатология). В истолковании процессов секуляризации Габриэль Ваханян опирается на введённое немецким лютеранским теологом и историком религии Фридрихом Гогартеном (1887–1967 гг.) различие секуляризации, согласующейся с библейской верой, и противоположного ей секуляризма. Соответственно процесс десакрализации природы и истории рассматривается им как освобождение от «оков священного», от идолов религиозного сознания. Как и убитый гитлеровцами лютеранский теолог и религиозный мыслитель Дитрих Бонхёффер (1906–1945 гг.), он считает религию исторически преходящей формой христианства. В своих рассуждениях о религии Габриэль Ваханян следует также позиции швейцарского кальвинистского теолога Карла Барта (1886–1968 гг.) и других неоортодоксальных теологов и утверждает, что конечный человек не в состоянии адекватно постичь бесконечного Бога. Поэтому человек под влиянием своего религиозного любопытства вынужден изобретать собственные, ограниченные представления о Боге. Религиозность никогда не была тождественна вере. В рамках религии человек «изобрёл Бога» как человеческий идеал или культурное понятие. Соответственно, в условиях современной культуры, когда не смену мифологической картине мира пришло научное мировоззрение, устранившее понятие Бога как ненужное и бесполезное, наступила «смерть Бога». Поскольку мир стал «совершеннолетним», люди больше не нуждаются в Боге как в рабочей гипотезе для объяснения происходящего в нас и вокруг нас, не нуждаются и в религии как способе ухода от действительности. Поэтому истинное христианство не является религией спасения, христианин может обрести «заслуженную благодать» только через конкретное участие в жизни мира.

 



 
PR-CY.ru