ВАТОПЕД - Страница 5

В 1387 г. Фессалоника была взята султаном Мурадом I и до поражения османов в Ангорской битве (1402 г.) Афон находился под их властью. По договору между султаном Сулейманом и Мануилом II (1403 г.) Афон был возвращён под власть императора. В 1423 г. Афон окончательно попал под власть турок. Османские правители первоначально отнеслись к святогорцам благосклонно, сохранив их самоуправление, привилегии и владения. Афонские монахи заблаговременно получили подтверждение своих привилегий у султанов ещё до завоевания ими Македонии (например, посольство в Прусу к султану Орхану, состоявшееся не ранее 1345 г.). В конце 1424 – начале 1425 гг. султанские воины (вернее, «рабы») дошли до Ватопеда и требовали от монахов выдачи фуража. Те обратились с жалобой к султану и получили от него защиту. В 1426 г. ватопедские монахи были вынуждены прибегнуть к Порте и к судебным властям (кадиям) с просьбой о признании действительной их собственности на земельные владения, о защите от произвола сборщиков податей и облегчении налогового обложения метохов за пределами Святой Горы. Фирман султана Мурада II (1426 г.) подтвердил привилегии Ватопеда, данные монастырю его отцом Мехмедом I (фирман Мехмеда I не сохранился). Впоследствии эти права подтверждались Мехмедом II, Баязидом II и Селимом I. Для исследователей остаётся не известным точное число монахов в Ватопеде перед турецким завоеванием, но достоверно известно, что с конца XV в. наравне с Великой Лаврой он являлся одним из афонских монастырей с наибольшим числом насельников (хиландарский монах Исаия (1489 г.) указывает, что число иноков в Ватопеде достигло 330 чел., Максим Грек (1518/1519 г.) – 300). В турецком налоговом реестре (1530 г.) насчитывается 271 насельник. То же число (270 монахов) упоминается в «Сказании о Св. Афонской горе» (1560 г.), составленном (вместе со ставроникитским игуменом Евфимием и экклисиархом Великой Лавры Феофаном) игуменом Пантелеимонова монастыря Иоакимом. Несмотря на общую тенденцию к особножительству (идиоритмии), возобладавшую на Афоне с XIV в. и закрепившуюся в период турецкого владычества, в январе 1449 г. Ватопед по решению игумена Геннадия и братии был преобразован из особножительного в общежительный (киновиальный) монастырь. Этот документ был заверен игуменами других афонских монастырей: Романом Хиландарским, Марком Зографским, Харитоном Русским, Василием Кастамонитским и дикеем монастыря св. Павла Захарией (причины и продолжительность общежительного устроения монастыря неизвестны). Тип монастырского устройства, описываемый Максимом Греком, подвизавшимся в Ватопеде около 1508–1518 гг., исследователи характеризуют как полуобщежительный. Монастырские дела решались игуменом вместе с «собором честнейших старцев», помимо игуменской предусматривалось восемь должностей: первый после игумена – экклисиарх, затем типикарь (уставщик), скевофилакс (сосудохранитель, хранитель казны), эконом, носоком (надзиратель больницы), дохиар (келарь), трапезарь и хортуларий (конюший). Игумен Пантелеимонова монастыря Иоаким (1560 г.), делит афонские обители на три типа: общежительные, особножительные и промежуточный между ними тип – «лавра», где монахи имели частную собственность, но жили по кельям внутри монастыря и собирались на общую службу в соборную церковь. Новая попытка установить общежительный порядок (1574/1575 г.) была предпринята Константинопольским патриархом Иеремией II (1572–1579, 1580–1584, 1587–1595 гг.) и Александрийским патриархом Сильвестром Критянином (1569–1590 гг.) в русле их политики по преобразованию монастырей в киновии, коснувшейся также Великой Лавры, монастыря Иоанна Богослова на Патмосе, монастыря Лимонос на Лесбосе и др. (новый Афонский «Типикон» был утверждён в 1574/1575 г. сигиллием Константинопольского патриарха). До завоевания турками Сербского государства его правители оказывали покровительство Ватопеду (например, два документа деспота Георгия Бранковича, 1427 и 1432 гг., о ежегодной выплате Ватопеду 60 литр серебра). Один из вельмож Георгия Бранковича, великий чельник Радич (1432 г.), пожаловал монастырю с. Бело-Поле на р. Мораве, виноградники и содержание по 100 золотых дукатов ежегодно. В 1457 г. Лазарь Бранкович пожаловал своему фисаврофилаксу (хранителю сокровищ) Радославу три деревни, которые затем были переданы Ватопеду. В 1474 г. вдова Мурада II, Мара Бранкович, подарила монастырю дом в Константинополе.

 



 
PR-CY.ru