ВАТОПЕД - Страница 25

В коллекцию иконок и энколпионов входят: стеатитовая иконка вмч. Георгия (XI в.) в серебряном окладе (XIV в.); стеатитовая иконка с изображением двунадесятых праздников (XIV в.) – дар византийского императора Иоанна VI Кантакузина; двусторонняя стеатитовая иконка Богородица «Одигитрия» и св. воины-всадники (XIV в.), вложенная в литийную икону (XIV в.) с изображением апостолов и мучеников Критских; триптих (XIII–XIV вв.), в среднем поле двусторонняя стеатитовая иконка с Деисусом и с погрудными образами святых, на золочёных серебряных створках изображения апостолов Петра и Павла; двусторонний энколпион из яшмы с архангелом Михаилом в рост и двумя святителями в медальонах (XIV в.), в золочёном окладе; энколпион из яшмы с рельефным поясным изображением Христа, в золотом обрамлении (XIII в.); энколпион из яшмы с образом Христа Пантократора (XI в.); стеатитовая иконка-энколпион, на которой с одной стороны – образ Богородицы Елеусы, с другой – святые Димитрий и Георгий в рост (XIV в.); энколпион из яшмы с погрудным изображением Богородицы в молении, в золочёном окладе с жемчугами и драгоценными камнями (XII–XIII вв.); энколпион из сардоникса с изображением вмч. Георгия-воина в рост, обрамлён золотом с жемчугами (XI–XII вв.); энколпион с образом архангела Михаила, из яшмы в золотом обрамлении (XII в.); серебряный с позолотой реликварий-энколпион с кровью вмч. Димитрия (вторая половина XII в.), с изображением святого и сцен его жития. В ризнице находятся богослужебные сосуды: потир «Яспис» – вклад деспота Мануила Кантакузина (чаша из яшмы и золочёного серебра, ручки в виде дракона, на подставке монограмма вкладчика и изображения святителей); потир – вклад янинского деспота Фомы Прелюбовича (1367–1384 гг.), выполнен из золочёного серебра, украшен смальтой, жемчугом и полудрагоценными камнями, на крышке изображены ангелы, наверху рельефная фигура благословляющего Христа на престоле, на подставке образы Богородицы, святителей и другие эмалевые и рельефные изображения; дискос из золочёного серебра – дар Фомы Прелюбовича, украшен полудрагоценными камнями, жемчугом и смальтой, в центре эмалевое изображение «Оплакивание Христа» в окружении небесных сил; звездица – дар Фомы Прелюбовича (золочёная, с птицей (голубь) наверху); так называемый крест Константина Великого (XV в., с позднейшими переделками, серебряный, украшен смальтой) и др. Отдельное хранение в ризнице составляют фрагменты фресок, происхождение которых неизвестно: целование апостолов Петра и Павла; голова апостола Марка (конец XII в., по предположениям исследователей, принадлежали древней росписи кафоликона или средневековой росписи трапезной); Богоматерь Гликофилуса на престоле, с архангелами Михаилом и Гавриилом по сторонам (около 1300 г.). В ризнице, кафоликоне и параклисах Ватопеда находится значительное количество других изделий прикладного искусства средневекового и позднейшего времени: церковная утварь, мощевики, иконы в драгоценных окладах (древнейший оклад иконы Божьей Матери Виматариссы датируется концом XII в.), шитьё, изделия из металла и дерева, например, два аналоя, вклад деспота Андроника Палеолога; хрустальный мощевик с золочёным серебром раннего XV в., так называемый реликварий князя Лазаря; крест-мощевик сербских дворян, братьев Стефана и Лазаря Мусичей (около 1380 г.) и многое другое. Лит.: Григорович В.И. Очерк путешествия по Европейской Турции. Казань, 1848; Муравьев А.Н. Письма с Востока (1849–1850 гг.); СПб., 1851; Порфирий (Успенский), епископ. История Афона. Киев, 1877, СПб., 1892; Григорович-Барский В. Первое посещение Св. Афонской горы. СПб., 1884; он же. Второе посещение Св. Афонской горы. СПб., 1887; Дмитриевский А.А. Русские на Афоне. СПб., 1895; Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII ст. Сергиев Посад, 1914; Фонкич Б.Л. Чудотворные иконы и священные реликвии христианского Востока в Москве в середине XVII в. // Очерки феодальной России. М., 2001. Вып. 5; Херувим (Карамбелас), архимандрит. Современные старцы Горы Афон: Пер. с греч. М., 2002; Талалай М.Г. Русский Афон: Путеводитель в исторических очерках. М., 2003; Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902; Турилов А.А. Рассказы о чудотворных иконах монастыря Хиландар в русской записи XVI в. // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси; Гранстрем Е. Каталог греческих рукописей ленинградских хранилищ // ВВ. 1951–1971. Т. 16; Герцман Е.В. В поисках песнопений Греческой церкви. СПб., 1996.



 
PR-CY.ru