ВАССИАН САНИН

ВАССИАН САНИН (ум. 1515 г.) – архиепископ Ростовский, публицист, родной брат главы иосифлян Иосифа Волоцкого (1439/1440 – 1515 гг.). Первоначально он также был монахом Пафнутьева Боровского монастыря, но уход Иосифа из этого монастыря привёл к «разлучению» братьев, о котором упоминает Иосиф в послании к Вассиану Санину. Это послание было написано в период усиления еретического движения – время, которое Волоцкий игумен объявлял «лютейшим» из всех времён («отнелиже солнце благочестия нача сиати в Росийстей земли»). Местопребывание Вассиана Санина в этот период исследователям не известно. Они считают, что вряд ли он был в Волоколамском монастыре, поскольку Иосиф Волоцкий, писавший из монастыря епископу Нифонту Суздальскому о еретичестве митрополита Зосимы (Брадатого; 1490–1495 гг.), ссылался на то, что «сказывал ти и самому, государю моему, брат мой Васьян». Уже с 1502 г., когда влияние покровителей ереси при дворе Ивана III Васильевича (1462–1505 гг.) – снохи и внука великого князя – прекратилось, Вассиан Санин  занял важное место внутри церковной иерархии – стал игуменом московского Симонова монастыря, а с 1506 г. – архиепископом Ростовским. После разрыва Иосифа Волоцкого с Волоколамскими князьями, его перехода вместе с монастырём под великокняжеский патронат и связанного с этим конфликта между Иосифом и новгородским архиепископом Серапионом Вассиан Санин  вновь поддержал брата и участвовал в церковном соборе 1509 г., лишившем Серапиона его сана. «Житие» Серапиона в связи с этим характеризует Вассиана Санина как «легка умом, легчайша же разумом». Его литературные интересы выразились в активной книгописной деятельности (сохранился ряд рукописей, переписанных им) и в написании «Жития Пафиутия Боровского» (ошибочно приписанное Вассиану Рыло), которое дошло до нас в двух редакциях – отдельной и редакции, включённой в Великие Минеи чети (вопрос о взаимоотношении между этими редакциями исследователями не решён). В отдельной редакции «Житие» включает в себя «Повести отца Пафнутия» и рассказ «О убиении богобоязнива мужа», читающиеся и в «Патерике Волоколамском». В тексте, включённом в Великие Минеи Четии, их нет; здесь в начале названо имя составителя «Жития» – «Васьяна архиепископа Ростовского и Ярославского» и помещено предисловие о «добродетельности» и «богоугодности» Пафнутия (текст в Великих Четьях Минеях за май не издан). По мнению исследователей, «Житие Пафнутия», составленное Вассианом Саниным, имеет традиционный характер; помещённый здесь рассказ «О преставлении святого» явно опирался на «Записку» Иннокентия, но не сохранил тех ярких и индивидуальных подробностей, которые характерны для этого рассказа о последних днях жизни Пафнутия. Жизнь святого характеризуется в основном чертами внешнего благочестия – соблюдением молитвенного чина, поста и воздержания, удалением от женского общества, а прозорливость Пафнутия проявляется в его способности уличить нарушителей монастырского «правила». В одном случае нарушителем заповеди святого оказывается знаменитый иконописец Дионисий (около 1440 – 1502 гг.), позволивший себе вкусить «мирского ястия во обители», наказанный за это «лютым недугом» и излечившийся только после покаяния. Суровому наказанию подвергаются и все лица, проявившие непочтительность к преподобному. В ряде рассказов наказание иноков, нарушивших правила, совершают бесы (демонологические мотивы встречаются в «Житии» неоднократно). Чудесная прозорливость Пафнутия выражается, в частности, и в том, что при известии об отставке архимандрита Симонова монастыря Пафнутий, с улыбкой взглянув на Вассиана Санина (тогда ещё «юна и новопострижена»), предсказывает ему, что он впоследствии возглавит Симонов монастырь. Включение этого рассказа о чуде чрезвычайно характерно для Вассиана Санина как автора традиционно-канонических житий. Исследователи полагают, что связь иосифлян (и в особенности их союзника – архиепископа Новгородского Геннадия) с «латинами» была причиной того, что врач-католик Булев Николай (служивший Василию III Ивановичу) в 1506–1515 гг. обратился именно к Вассиану Санину с посланием о необходимости соединения католической и православной церкви (полемический ответ на это послание был написан неизвестным волоколамским публицистом). В рукописях Волоколамского монастыря было полемическое послание Вассиана Санина к папскому послу Николаю Шомберу. Лит.: Xрущов И. Исследование о сочинениях Иосифа Санина. СПб., 1868; Жмакин В.И. Памятник русской противокатолической полемики XVI в. // ЖМНП, 1880, № 10; Майков Л.Н. Последние труды // ИОРЯС, 1900, т. 5, кн. 2; Послания Иосифа Волоцкого / Подг. текста А.А. Зимина и Я.С. Лурье. М.; Л., 1959; Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV–XVI в.). М., 1977.

 
PR-CY.ru