ВАССИАН И ИОНА

ВАССИАН И ИОНА – преподобные, монахи Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря, ученики игумена и впоследствии митрополита Филиппа (Фёдора Степановича Колычева; 1507–1569 гг.). Память 5 июня, 12 июня, в третье воскресенье по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых, в субботу между 31 октября и 6 ноября – в Соборе Карельских святых и 9 августа – в Соборе Соловецких святых. Об их жизни почти ничего не известно, а повесть о чудесах Вассиана и Ионы изобилует чертами, характерными для северной колонизации. Пишут, что в 1561 г. они отправились на судах на материк за известью и утонули во время бури. Тела утонувших были вынесены водой на восточный берег Унской губы; их нашли жители Унского посада и похоронили в том месте, где нашли. Впоследствии здесь устроился Пертоминский монастырь. Рассказ о гибели Вассиана и Ионы и их посмертных чудотворениях содержится в «Сказании о проявлении, и о обретении, и о чудесех преподобных отец наших Васссиана и Ионы, иже на примории Студенаго моря, великаго окияна, в затоце, во Унских нарицаемых рогах, Пертоминских чудотворцев», которое известно в трёх редакциях: краткой, созданной до 1644 г.; пространной, значительно обработанной, содержащей вступление, заключение и пять (в некоторых списках семь) дополнительных чудес, а также рассказ о посещении монастыря Петром I Алексеевичем (1689–1725 гг.) и об освидетельствовании мощей Вассиана и Ионы, известный в нескольких вариантах и появившийся в первой четверти XVIII в. Особая (точнее, проложная) редакция «Сказания» есть в Соловецком Патерике (конец XVII в.), одним из её источников был Соловецкий летописец. Согласно «Сказанию», Пётр I Алексеевич в 1694 г. случайно посетил Пертоминскую обитель. По его желанию были освидетельствованы мощи Вассиана и Ионы, и они «по долгом совещании» были признаны святыми. Пётр I Великий водрузил здесь деревянный, собственной работы крест с надписью на голландском и русском языках: «Сей крест поставил капитан Петр в лето Христово 1694». Этот крест впоследствии (в 1805 г.) был перенесён в архангельский кафедральный собор, а на месте, где он стоял, построена церковь. Однако сочинение «О высочайших пришествиях великого государя царя и великого князя Петра Алексиевича... из царствующего града Москвы на Двину к Архангельскому городу, троекратно бывших», автором которого считается архиепископ Афанасий, не упоминает о канонизации святых в связи с посещением царя, хотя, как полагают исследователи, канонизация состоялась в годы пребывания архиепископа Афанасия на Холмогорской кафедре (1682–1702 гг.). «Сказание» сообщает, что архиерей, долго не веривший в чудеса Пертоминских святых, после чудесного видения изменил своё отношение к ним. Представляя собой уникальный документ, содержащий сведения о повседневной жизни севернорусских монастырей, «Сказание», однако, ничего не сообщает о жизни самих Пертоминских чудотворцев. Согласно «Сказанию», в июне 1599 г. старец Троице-Сергиева монастыря Мамант, управлявший соляными варницами Троицкой обители в Унском посаде, из-за встречного ветра простоял в Унской губе четыре дня. Во сне ему явились Вассиан и Иона, назвали свои имена и рассказали историю своей гибели, попросив отслужить на их могиле панихиду и поставить часовню, в награду обещая попутный ветер. Старец Мамант исполнил повеление, и 12 июня часовня была поставлена. Впоследствии промысловики, спасённые от бури, оставляли в ней деньги и свечи в благодарность за помощь святых.

 



 
PR-CY.ru