Словарь по христианству В ВАССИАН

ВАССИАН

ВАССИАН (ум. в 1623 или 1624 г.) – преподобный Тиксненский (или Тотемский); память 12 сентября, в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Вологодских святых. «Житие» сохранилось в нескольких списках, точное время его создания исследователям не известно. Предполагается, что оно было написано вскоре после того, как над гробом Вассиана Тиксненского построили церковь (освящена после 15 октября 1698 г.). Последнее чудо в данном списке также датируется 1698 г. Встречающееся в литературе утверждение, что его «Житие» (как и «Житие» Андрея Тотемского) написано в 1745 г. игуменом Иосифом, основано на неверном понимании сообщения историка и археографа Павла Михайловича Строева (1796–1876 гг.), что «Житие» Вассиана Тиксненского имеется «в рукописи... писанной в 1745 году ивановским игуменом Иосифом». Василий (таково было имя святого в крещении) родился в с. Бурцеве Стрелицкой волости Тотемского уезда. В миру был портным (занимался «ризошвейным мастерством»). Любя уединение, оставил жену и двух детей и ушёл в тотемский Суморин в честь Преображения Господня монастырь, где был пострижен в монашество настоятелем монастыря иеромонахом Ферапонтом «и пребысть в той обители время многое». Для уединённого молитвенного подвига Вассиан Тиксненский выбрал место в междуречье Тиксны и Вопры, близ озера Семёнково, рядом с храмами в честь Нерукотворного образа Спасителя и Николая Чудотворца. Испросив у настоятеля Спасской церкви Нестора Андреева и церковного причта разрешение поставить вблизи храма келью, первое время жил на церковной паперти. Около 1593–1594 гг. Вассиан Тиксненский поселился в новопостроенной келье. Через некоторое время его духовник иеромонах Ферапонт, навещавший подвижника время от времени, благословил его на ношение вериг, которые святой носил втайне от окружающих последние 30 лет своей жизни (пишут, что это время он провёл в затворе). Источники по-разному указывают дату кончины преподобного: 7132 (1623) или 7133 (1624) г. Святой был похоронен близ Спасской церкви. Через некоторое время местные крестьяне поставили над его гробом часовню, где находился образ Святой Троицы, принесённый Вассианом Тиксненским из Суморина монастыря, и вериги преподобного. Время местной канонизации святого неизвестно. Первое из совершившихся у его гроба чудес датируется 1647 г. В том году на Тиксне случилось моровое поветрие, от которого гибли люди и скот. После доклада тотемского воеводы стольника А. Болонина царь Алексей Михайлович повелел «весь Тиксну кругом завалить лесом и обсечь со все стороны и стражи поставить, чтобы никто из веси тоя никуда не шёл бы». Тотемские купцы послали царю челобитную, в которой просили снять карантин. Алексей Михайлович отправил в Тиксну дворянина И. Акинегрова, который, прибыв на место, обнаружил в Спасском храме гробы с умершими от эпидемии людьми, при нём скончалось сразу 9 человек. Расспросив у настоятеля храма о подвижнике, чьи мощи почивали в стоявшей рядом часовне, Акинегров повелел всем жителям Тиксны собраться в часовне и служить молебен Вассиану Тиксненскому, после чего мор прекратился. Исследователи полагают, что с этого времени можно говорить о начале его почитания как преподобного. Иеромонах Спасо-Суморина монастыря Протасий 28 февраля 1694 г. получил благословение Великоустюжского и Тотемского епископа Александра на строительство над гробом Вассиана Тиксненского храма в имя Святой Троицы и на устройство монастыря («братию собирать, кто изволит по обещанию, постригать и все учинить по монастырскому чину»). Так возникла Тиксненская Спасская пустынь, просуществовавшая менее половины столетия (упразднена раньше 1764 г.). Некоторые исследователи, в частности архиепископ Амвросий (Орнатский), Е.Е. Голубинский, неправомерно считали Вассиана Тиксненского основателем пустыни. Троицкая церковь не сохранилась, а храм в честь Нерукотворного образа Спасителя, близ которого святой подвизался, с середины 1990 гг. находился на реставрации. Местная канонизация подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование которому было установлено в 1841 г. по благословению Вологодского епископа Иннокентия (Борисова), и в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, установленный в 1918 г. (празднуется во вторую Неделю по Пятидесятнице). В иконописных подлинниках XVIII–XIX вв. об облике святого сказано: «Надсед гораздо, брада подоле Богословли, на конец раздвоилась, в схиме, ряска баканная, риза преподобническая» (в Филимоновском подлиннике сведения о святом помещены под 1 января). В «Описании тиксненской Преображенской церкви» упоминаются иконы Вассиана Тиксненского.

 
PR-CY.ru