ВАСИЛИЙ II БОЛГАРОБОЙЦА - Страница 7

Церковная политика на рубеже X–XI вв. во многом была направлена на развитие и закрепление успехов в крещении славянских народов, а также на поддержку византийского правления в завоёванной Болгарии. Все болгарские земли (большая часть внутренних районов Балкан) после завоевания были включены в автокефальную Охридскую архиепископию, предстоятели которой назначались непосредственно императором, т.е. были фактически выведены из юрисдикции Константинопольского патриарха. При Василии II Болгаробойце архиепископом был болгарин, но затем империя пошла по пути грецизации болгарской церковной иерархии. Установился симбиоз греческого и русского духовенства и в Киевской Руси: большинство высших иерархов, назначавшихся в Константинополе, были греками, но в то же время клир постепенно русифицировался. На правление Василия II Болгаробойцы приходятся так называемые неопределённые десятилетия во взаимоотношениях Константинопольской и Римской церквей. Стремясь противодействовать влиянию в Риме со стороны Римско-Германской империи Оттонов, Византия вела борьбу за утверждение на папском престоле своих ставленников – при поддержке значительной части итальянской знати, особенно могущественного клана Кресценциев. В период правления Василия II Болгаробойцы таким был антипапа Иоанн XVI (Иоанн Филагат из Россано в Южной Италии; 997–998 гг.). О прямых контактах Константинополя и Рима в тот период исследователи знают очень мало достоверных сведений. Они допускают, что Константинопольский патриарх Сисиний II (996–998 гг.) вновь издал энциклику патриарха Фотия (858–867, 877–886 гг.), о чём свидетельствует Московский список его «Окружного послания» с требованием отменить Filioque, однако ни о причинах этого, ни о реакции Рима им ничего не известно. Исследователи предполагают также, что патриарх Сергий II (1001–1019 гг.) требовал от Рима унификации Символа веры. В то же время, по свидетельству патриарха Петра III Антиохийского (1052–1056 гг.), по крайней мере, в 1009 г., в константинопольских храмах на литургии поминалось имя папы. В хронике Радульфа Глабра (середина XI в.) исследователи нашли информацию о том, что в 1024 г. по просьбе Василия II Болгаробойцы патриарх Евстафий (1019–1025 гг.) отправлял послание к папе Бенедикту VIII (1012–1024 гг.) с предложением признать примат Римского престола над всей церковью в обмен на утверждение права Константинопольского патриархата иметь титул «Вселенский» и его первенства над церквами Востока (об ответе папы исследователям также ничего не известно). Лит.: Каждан А.П., Литаврин Г.Г. Очерки истории Византии и южных славян. СПб., 1998; Оболенский Д. Византийское содружество наций. М., 1998; Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия / Под ред. Б.Н. Флори. М., 2002; Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: Издательский дом «Красная площадь», 1997; Рыжов К.В. Все монархии мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия.  М.: Вече, 1999.



 
PR-CY.ru