ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ - Страница 7

Предание гласит, что императрица Елизавета Петровна (1741–1761 гг.) также почитала Василия Блаженного, но документальных подтверждений этому нет. Во время оккупации Москвы французами (в 1812 г.) рака с гробницы святого исчезла, впоследствии на её месте было поставлено медное посеребренное надгробие под деревянной резной золочёной сенью. Покровский собор в 1919 г. был закрыт, богослужения в нём возобновились в 1991 г. Ежегодно 15 августа молебен у раки Василия Блаженного в соборе совершает Патриарх Московский и всея Руси. Посвящённых блаженному храмов исследователям известно немного. В 1588 г. в Москве в честь святого была воздвигнута каменная церковь – придел Покровского собора, куда были перенесены мощи святого. Около 1590 г. Г.И. Ладыженский, избавившись по молитвам к блаженному от «чёрной болезни», в благодарность построил к югу от Москвы в г. Лихвине церковь во имя Василия Блаженного с приделом в честь Воскресения Господня (храм был освящён 2 августа). В 1591–1594 гг. иеромонах Герман на Столобном о-ве на озере Селигер возвёл деревянную церковь Богоявления с приделом во имя Василия Блаженного, в 1671 г. на её месте освятили каменный храм Богоявления с приделами апостола Иоанна Богослова, Василия Блаженного и Покрова Пресвятой Богородицы (в 1702 г. приделы были упразднены). Храмы во имя Василия Блаженного были построены в Калуге (1626 г.), Кашине (упоминается в 1621 г.), Пензе (XVII в.), в Волгодонске Ростовской области (XX в.). Приделы в честь святого существовали в Архангельском соборе в г. Михайлове Рязанского уезда (построен в 1595 г.), в Благовещенской церкви в Туле (построена между 1589 и 1625 гг.; придела не было уже в 1685–1686 гг.), в новгородской церкви во имя апостола Марка в Детинце (придел упоминается в 1617 г.), в нижней церкви Преображенского собора в Спасо-Каменном монастыре (XVII в.), в церкви Воздвижения Креста Господня в нижегородском женском монастыре Происхождения Честных Древ (придел освящён в 1716 г.), в церкви Тихвинской иконы Божьей Матери над усыпальницей графов Мусиных-Пушкиных в Симоновом монастыре (освящён в 1839/1840 г.). Василий Блаженный изображался старцем, полностью обнажённым, иссушённым воздержанием, с седыми кудрявыми волосами и такой же бородой, что соответствовало сведениям «Жития» и вошло во многие иконописные подлинники: «Власы сед, курчеват, брада седа, невелика, курчевата же, наг весь, в левой руце платок свиток, а правая молена, персты вверх, власы с ушей» (подлинник XVIII в., изданный С.Т. Большаковым). В некоторых подлинниках форма его бороды сравнивается с формой бороды Иоанна Предтечи, апостола Павла, Алексия, человека Божия, или преподобного Пафнутия Боровского, а цвет волос определяется как рыжеватый. В составленном В.Д. Фартусовым «Руководстве к писанию икон...» (1910 г.) традиционная иконография Василия Блаженного дополнена изображением хартии с текстом «Жития» святого. Исследователями принято считать самым ранним его изображением миниатюру Шумиловского тома Лицевого летописного свода 1570 гг., иллюстрирующую известие о событиях 1521 г., когда во время приближения к Москве крымского хана Мехмет-Гирея «праведный нагоходец Василий», ночью молившийся перед Успенским собором, услышал шум внутри храма и глас от Владимирской иконы Богоматери, намеревавшейся покинуть своё место (этот эпизод был позднее включён в состав клейм иконы «Богоматерь Владимирская с деяниями» второй половины XVII в. из ярославской церкви Иоанна Златоуста в Коровниках). Устойчивая иконография Василия Блаженного прослеживается с 1588 г., когда состоялось церковное прославление святого. В 1589 г. был создан надгробный покров с его прямоличной фигурой и образом Святой Троицы в сегменте наверху, шитый по повелению царя Фёдора Ивановича и царицы Ирины в её мастерской. Исследователи полагают, что схожее изображение Василия Блаженного находилось и на крышке несохранившейся серебряной раки 1588 г. На существование икон Василия Блаженного до его церковного прославления исследователям указывают сведения о составлении ему службы ранее 1588 г., о сооружении каменной палатки над его гробом до 1588 г., а также его изображение на иконе «Походная церковь» третьей четверти или 70 гг. XVI в.

 



 
PR-CY.ru