ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ - Страница 11

Житийные циклы Василия Блаженного довольно редки. Исследователи предполагают, что иконы с клеймами «Жития» святого существовали ещё на рубеже XVI–XVII вв., в эпоху самого широкого его почитания. Согласно Описи Новгорода 1617 г., в иконостасе придела во имя Василия Блаженного, устроенного в церкви Евангелиста Марка в Детинце, находилось всего два местных образа, один из которых, «на золоте, в деянье», мог быть храмовой иконой этого придела. Циклы «Жития» Василия Блаженного и отдельные сцены чудес сохранились на раме первой половины XIX в., исполненной для иконы конца XVI в. из придела во имя Василия Блаженного собора Покрова на Рву (музей «Покровский собор»), с изображением прижизненных чудес и погребения святого, а также в ряде рукописей XVIII–XIX вв. с текстами «Житий» Василия Блаженного и Иоанна Большого Колпака и с разным количеством сцен. Наиболее подробными являются циклы миниатюр в рукописях конца XVIII – начала XIX в. Подобные циклы включают образы Василия Блаженного, сцены прижизненных чудес святого и посмертных исцелений у его раки. Краткий житийный цикл представлен рукописью XIX в. из собрания Государственного исторического музея, с миниатюрами, изображающими прижизненные чудеса Василия Блаженного, в том числе избавление Новгорода от пожара, чудо с шубой и чудо со злым корчемником. Некоторые чудеса святого вошли в состав росписи конца XIX в. придела в честь Василия Блаженного собора Покрова на Рву (спасение тонущего корабля на Каспийском море, чудо с шубой) и украсили продольные стенки раки Василия Блаженного, исполненной в 1896 г. (спасение корабля на Каспийском море, избавление Новгорода от пожара). Существуют отдельные изображения чуда Василия Блаженного на Каспийском море – икона XVIII–XIX вв., расположенная в цокольном ярусе иконостаса Покровского придела собора Покрова на Рву, под иконой святого, и икона Василия Блаженного и Иоанна 1780 г. на южном фасаде колокольни того же собора. В московском храме мученика Трифона в Напрудной слободе хранилась икона Василия Блаженного со сценой его погребения. Лит.: Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 5–8. Кн. 2. М., 1989; Т. 9–12; Ключевский. Древнерусские жития; Белянкин А.Е. Сказание о жизни и чудесах св. блаженного Василия, Христа ради юродивого, московского чудотворца, основанное на достоверных источниках и составленное автором описания Покровского и св. Василия Блаженного собора. М., 1884; Барбарин В.Ф. Жизнь и чудеса свв. Блаженных Василия и Иоанна, Христа ради юродивых, московских чудотворцев. М., 1894; Голубинский. Канонизация святых. М., 1903; Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество. П., 1951; Пыляев М.И. Старая Москва. М., 1990; Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI в. М., 1996; Тимофеева Н.Н. Иностранные путешественники XVI – начала XVIII в. о Покровском соборе // Страницы художественного наследия России XVI–XX вв. М., 1997, 1999; Калиганов И.И. Георгий Новый у восточных славян. М., 2000; Давиденко Д.Г. Московский Симонов монастырь: АКД. М., 2000; Кузнецов И.И., свящ. Покровский (Св. Василия Блаженного) собор в Москве: Св. Василий и Иоанн Христа ради Юродивые: Лобное место. М., 1900; Маясова Н.А. Кремлевские «светлицы» при Ирине Годуновой // ГмМК: Материалы и исследования М., 1976. Вып. 2; Баталов А.Л., Успенская Л.С. Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного). М., 2002; Преображенский А.С. Инок и юродивый: сопоставление двух типов святости в русской иконографии позднего Средневековья // Иконопись русского Севера.



 
PR-CY.ru