Словарь по христианству В ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ

ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ

ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ (около 1588 – около 1602 гг.) – святой мученик; память 23 марта, 10 мая, 6 июля, 23 мая – в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня – в Соборе Сибирских святых. Основным источником сведений о нём является его «Житие», известное в пяти редакциях, возникновение которых, как предполагают исследователи, связано с Туруханским Мангазейским во имя Святой Троицы мужским монастырём. Первоначальная редакция («Список с явления чюдотворца Василия Монгазейского города») была создана при участии иеромонаха Тихона (или его ближайшего окружения), который в 1670 г. перенёс мощи Василия Мангазейского в Туруханский монастырь; она содержит описание 13 чудес, связанных с перенесением мощей святого. Список под названием «Сия чюдеса новоявленнаго Мангазейскаго святаго великомученика и чюдотворца Василия. Еже содеяшася в последнем роде нашем русскаго Православия, в словенском нашем языце, в Сибирских краех» (конец XVII в.) дополнен описанием чудес, совершившихся в 1649–1669 гг., а также рассказом о событиях 1670 гг. и чудесах 1691–1692 гг. Две редакции, представляющие собой литературно обработанное «Житие» святого, были созданы в XVIII в. Самой подробной является основанная на более ранних источниках «Повесть о блаженном Василии Мангазейском и о начале Туруханского Троицкого монастыря» (заканчивается описанием чудес 1719 г.). В XVIII в. было составлено также «Сказание о проявлении мощей в Сибирстей стране, во граде Мангазейску новаго страстотерпца и мученика Василия, Мангазейского чюдотворца». «Новая редакция» («Житие и страдание мученика Василия Мангазейского») была составлена (по мнению русского советского историка Сергея Владимировича Бахрушина; 1882–1950 гг.) игуменом Туруханского монастыря Илиодором (1850–1864 гг.). Краткие сведения о нём содержатся в деле о «самовольном» открытии «чёрным попом» Тихоном в 1670 г. мощей Василия Мангазейского и перенесении их в Туруханский монастырь. Василий Мангазейский был сыном ярославского торгового человека Феодора. Отец отдал отрока в работники купцу, отправлявшемуся для торговли в Мангазею. Когда Василий Мангазейский молился в храме, воры разграбили лавку его хозяина. Узнав об этом, купец в порыве злобы обвинил юношу в потворстве грабителям, стал ругать и избивать его. Невинный отрок кротко переносил страдания и отвечал своему хозяину: «Истинно, ничтоже от имения твоего взях». Тогда купец решил добиться признания от него с помощью городского воеводы Степана Гавриловича Пушкина (ум. около 1656 г.), который в угоду купцу приказал пытать отрока. Не вынеся пыток (хозяин ударом ключей добил полуживого юношу), Василий Мангазейский скончался. Особая жестокость, с которой был замучен святой отрок, а также сообщение святцев, например, «Описания о российских святых» (конец XVII – XVIII в.), что Василий Мангазейский «пострада за целомудрие», видимо, дали основание составителю «Новой редакции» изменить первоначальный рассказ «Жития» (по версии «Новой редакции», он отверг греховные домогательства своего развратного хозяина купца, который в отместку обвинил его в воровстве). По мнению С.В. Бахрушина, дата кончины Василия Мангазейского была определена составителями «Жития» приблизительно. Поскольку о святом помнили только старожилы, то события отнесли к первым годам существования Мангазеи, т.е. к 1600–1602 гг. Степан Гаврилович Пушкин был воеводой Мангазеи с конца июля 1601 г. по январь 1603 г., поэтому стал одним из главных действующих лиц «Повести о блаженном Василии». Согласно преданию, записанному Н. Костровым в 1851 г. в Туруханском монастыре, кончина Василия Мангазейского наступила в день Святой Пасхи (23 марта). Тело убитого юноши бросили в болото у съезжей избы, где происходило истязание, чтобы скрыть следы преступления. Поскольку место было «мокротным», через некоторое время положили доску для удобства прохода. В 1649 г. житель Мангазеи С. Ширяев увидел, что доска переломилась надвое, а из земли выступили наружу останки. Вскоре около них стали происходить исцеления, и для сохранения гробницы от зверей были сделаны земляной вал и ограждение. В 1652 г. здесь построили часовню (её остатки были найдены в ходе археологических работ на месте Мангазеи в 1968–1969 гг.).

 



 
PR-CY.ru