ВАСИЛИЙ - Страница 2

Тем не менее, труд Ермолая-Еразма позволяет исследователям предположить, что установление местного почитания святителя было следствием соборного прославления Муромских чудотворцев. Обретение нетленных мощей святителя Василия и перенесение их по повелению Рязанского и Муромского архиепископа Феодорита от церкви свв. Бориса и Глеба в Успенский (с 1753 г. – Рождественский) собор Переяславля Рязанского (современная Рязань) состоялось 10 июня 1609 г. (на этот день было установлено местное празднование памяти Василия Рязанского). Канонизация святого подтверждена внесением его имени в Соборы Владимирских и Рязанских святых, празднование которым было установлено соответственно в 1982 и 1987 гг. Память Василия Рязанского (без указания дня) отметил в середине 1650 гг. в своём Месяцеслове Симон (Азарьин): «Иже во святых отца нашего Василия епископа Муромского, иже из Мурома сяде на свою мантию и рекою Окою всем зримо отплове на Рязан вверх противу воды пловяше». По указу Святейшего Синода 1814 г. разрешено праздновать память Василия Рязанского 21 мая совместно с Муромскими чудотворцами. В настоящее время его мощи вместе с останками пяти рязанских князей и трёх княгинь находятся в Рождественском соборе. На месте первоначального пребывания мощей святителя Василия 4 октября 1836 г. был открыт памятник, воздвигнутый на пожертвования рязанских купцов (не сохранился). Он представлял собой четырёхгранную пирамиду под шатром, который поддерживали четыре колонны. По сторонам пирамиды были изображены: прибытие святителя Василия из Мурома в Старую Рязань с чудотворной иконой Богоматери; встреча святителя великим князем Олегом Иоанновичем; переезд святителя в Переяславль Рязанский к Борисоглебскому собору и кончина святителя; перенесение мощей святителя из Борисоглебского храма в Успенский собор. Самое раннее его изображение известно на иконе «Константин, Михаил и Феодор в житии» из муромской церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, написанной в 1714 г. Муромским иконописцем Александром Казанцевым (14 из 87 клейм иконы рассказывают о святителе). В основу самостоятельных образов святителя легло включённое в сюжет «Повести о Василии Рязанском» чудо от Муромской иконы Божьей Матери, которое связано с историей изгнания епископа из Мурома. Святой изображён в рост в ¾ развороте, плывущим по реке на распростёртой по воде мантии, с иконой Богородицы в правой и с посохом в левой руке. Иконы 1918 г., середины XIX в. работы художника Н.В. Шумова; XX в., придел во имя свт. Василия в Борисоглебском соборе Рязани. В память этого чуда, совершившегося по молитве оклеветанного епископа, икона получила второе название – «Моление св. Василия». На иконе первой половины XIX в. святитель Василий представлен на фоне пейзажа фронтально в рост, в святительском облачении, руки разведены в стороны – правой благословляет, в левой Евангелие. В «Соборе Муромских святых» он изображён вместе с князем Константином и его чадами Михаилом и Феодором, Петром и Февронией, Иулианией Лазаревской в третьем ряду слева на иконе XVIII в. Сохранился цикл миниатюр начала XX в. к «Повести о Василии Рязанском», выполненный на бумаге XVII в. И.Г. Блиновым и считавшийся до конца 1980 гг. древней рукописью. В сводном иконописном подлиннике Филимонова (XVIII в.) под 15 апреля об облике святого говорится: «Подобием сед, брада Василия Кесарийского, покороче, ризы святительския, багряныя, исподняя голубая, в омофоре, в руке Евангелие, а другая благословенна, на главе шапка святительская». Сходное описание образа святителя под 15 апреля или 28 января помещено в Строгановском, Перетцевском подлинниках, в рукописи из собрания РНБ и др. Лит.: Повесть о Петре и Февронии / Подготовка текстов и исследование Р.П. Дмитриевой. Л., 1979; Повесть о водворении христианства в Муроме (по рукописи Румянцевского музеума № 364) // Памятники старинной литературы, изд. гр. Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1860. Вып. 1; Вагнер Г.К. Повесть о Рязанском еп. Василии и её значение для ранней истории Переяславля-Рязанского // ТОДРЛ. 1960. Т. 16; Дмитриева Р.П. Две редакции XVI в. Повести о Рязанском еп. Василии // Культурное наследие Древней Руси: Истоки, становление, традиции. М., 1976; Дмитриева Р.П. Повесть о Рязанском еп. Василии: (История текста первонач. ред.) // ТОДРЛ. 1977. Т. 32; Подобедова О.И. Лицевая рукопись XVII в. «Сказания о граде Муроме и о епископии его...» // ТОДРЛ. 1960. Т. 16; Сиротинская А.А. Иконография св. Василия еп. Рязанского и Муромского по материалам муромского круга памятников // Муромский сб. Муром, 1993. Вып. 1.



 
PR-CY.ru