ВАСИЛИЙ

ВАСИЛИЙ – святой, Муромский и Рязанский епископ, святитель; память 12 апреля, 10 июля, отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая, совместно с Муромскими чудотворцами – князем Константином и его чадами Михаилом и Феодором, а также в Соборах Владимирских и Липецких святых. Сведения о нём содержатся в «Повести о Рязанском епископе Василии», которая существует в двух редакциях: краткой, самостоятельной (её автором является писатель и публицист XVI в. Ермолай-Еразм), и переработанной пространной (вошедшей в состав жития св. князя Константина Муромского и созданной в связи с прославлением последнего на Соборе 1547 г.). По краткой редакции «Повести», спустя некоторое время после княжения в Муроме св. князя Глеба была устроена епископия; её «не в колика же времена» занимал «епископ праведен» Василий, который восстанавливал храмы, просвещая невежественных и язычников и укрепляя ослабевающих. Пишут, что святитель отличался замечательными качествами души: незлобием, смиренномудрием, целомудрием, неусыпностию в молитвах, воздержанием, богопреданностию в скорбях. Но дьявол, не терпя его доброй жизни («воображаяся в девицу»), принародно стал являться в епископских палатах. Обманутые им муромцы изгнали епископа Василия, который, не гневаясь и не раздражаясь, смиренно возложил своё упование на Того, Кто низводит правду «яко полудень». Он «всю ночь молился со слезами в соборном храме Бориса и Глеба, совершил всенощное бдение, утром отслужил литургию; из собора пошёл в первоначальную церковь Благовещения, там отпел молебен пред принесённым из Киева в Муром святым Константином образом Божьей Матери, взял сию икону с собой и с упованием на Матерь Божью пошёл к Оке, чтобы оставить навсегда и город, и епископию». Придя на берег Оки, епископ отказался взойти на корабль, простёр на воду свою мантию и ступил на неё с иконой Богоматери в руках, после чего «духом бурным несен бысть... противу струям» и менее чем за шесть часов доплыл до места, «еже ныне зовомо Старая Рязань». Здесь святителя торжественно встретил рязанский великий князь Олег Иоаннович (1338–1402 гг.). Епископская кафедра из Мурома была перенесена в Рязань, где стала храниться «и до ныне» бывшая с епископом Василием чудотворная икона Богоматери. В пространной редакции «Повести» этот рассказ о святителе неудачно соединён с заимствованными из летописи сведениями об «обновлении» Мурома князем Юрием Ярославичем в 1351 г., в ходе которого на кафедру якобы и был поставлен святитель Василий. По летописям и актам известны два рязанских епископа с именем Василий. Из них первый умер в 1294 г., а второй был поставлен митрополитом Алексием в 1356 г. (упоминается в его грамоте на Червлёный Яр) и скончался (если полагаться на летописный порядок перечисления епископов, поставленных Алексием) до 1360 г. Таким образом, князь Юрий Ярославич (сведённый в 1354/1355 г. с муромского княжения и вскоре умерший в заточении) не мог быть причастен к поставлению епископа Василия. Однако составитель пространной редакции, вероятно, не случайно связал имена святителя Василия и Муромского князя Юрия, ведь тот был современником великого князя Олега Иоанновича, упомянутого в более ранней краткой редакции. Кроме того, употребляемое в краткой редакции название «Старая Рязань» также отсылает исследователей к эпохе великого князя Олега, т.к. это название возникло после основания «городка Олгова на усть Проне». Исследователям известно, что поставленный  митрополитом Алексием епископ Василий получил многочисленные земельные пожалования и льготы в различных частях Рязанского княжества от великого князя Олега Иоанновича и его зятя – пронского князя Владимира Димитриевича. Следовательно, предание, отразившееся в середине XVI в. в краткой редакции «Повести», имело в виду, вероятно, Рязанского епископа Василия, жившего в первой половине – середине XIV в., хотя исключить возможность соотнесения святителя Василия с епископом Василием конца XIII в. исследователи всё же не могут из-за сбивчивости и анахроничности предания. Вопреки ему, у них нет данных о том, что епископская кафедра располагалась в Муроме (с самого основания в конце XII в., а вовсе не в княжение св. князя Глеба кафедра находилась в Рязани). Время установления почитания святителя Василия также точно не известно. Он не был канонизирован на Соборах 1547 и 1553 гг., когда были прославлены Муромские святые: князь Константин и его дети Михаил и Феодор, а также Пётр и Феврония.

 



 
PR-CY.ru