ВАРСОНОФИЙ ВЕЛИКИЙ - Страница 10

Если еретические воззрения были решительно отвергнуты («Они – всецело ложь, всецело тьма, всецело прелесть, всецело отчуждение от Бога»), то к самим творениям Евагрия Понтийского Иоанн и Варсонофий Великий предлагают дифференцированный подход. Иоанн ещё разрешает читать «то, что служит душевной пользе» (т.е. аскетические трактаты Евагрия, оказавшиеся впоследствии под острой критикой в некоторых известных памятниках аскетической письменности), а Варсонофий Великий отрицательно отзывается о «Гностических главах». При этом с монашеским смирением он отмечает: «Впрочем, судить о сём не моё и не твоё дело. Время дано нам для того, чтобы исследовать наши страсти, плакать и рыдать о них». Представления Иоанна и Варсонофия Великого о ереси помимо богословского имеют ярко выраженный этический оттенок (еретик не только тот, кто «хулит Христа», но «всякий, кто не хранит заповедей Христовых»). При таком подходе неверие тоже именуется «фарисейской ересью». Лишь иногда в «Ответах» преподобных предлагается богословский разбор неправильного учения. Например, доказывается, что из выражения «Бог дал дьяволу начальство и силу» (1 Кор. 15:24) не следует то, что «Бог – виновник зла». Продолжателем преподобных Иоанна и Варсонофия Великого стал их младший современник, ученик и собеседник, один из христианских аскетических писателей авва Дорофей, дважды поимённо упоминавший их в «Поучениях». В свою очередь, преподобные Дорофей и Варсонофий Великий не могли не оказать влияния на Феодора Студита, известного своими преобразованиями монашеской жизни в пользу строгой киновии. Также игумен Синайского монастыря Иоанн Лествичник (525–595 (605) или 579–649 гг.), особенно в учении о «безпопечительности», несомненно учитывал «Ответы» преподобных Иоанна и Варсонофия Великого, например, «предварительное дело безмолвия есть отложение попечения о всех благословных и непозволительных вещах». Большое число «Ответов» было включено в аскетический сборник «Евергетинос», составленный в XI в. основателем и игуменом монастыря Богородицы Евергетиды (Благодетельницы) в Константинополе Павлом Евергетидским (ум. в 1054 г.). Их читали и цитировали мистик и писатель Симеон Новый Богослов (около 949 – 1022 гг.), подвижники обители Ксанфопулы в Константинополе, Каллист и Игнатий Ксанфопулы, соавторы «Наставления безмолствующим» («Сто глав об умной молитве»); Каллист  недолгое время был Константинопольским патриархом (в 1350–1354 и 1355–1363 гг.), так же как позднее исихасты-паламиты, особенно монах Григорий Синаит (около 1268 – 1346 гг.) и автор трактата «Метод священной молитвы и внимания». Наконец, издание в Венеции, предпринятое Никодимом Святогорцем, способствовало их распространению в Греции и благодаря славянским и русским переводам – в славянских странах. Венецианское издание, подаренное игуменом монастыря Пантократор святителю Филарету (Дроздову), хранится в библиотеке Московской духовной академии. Благодаря богослову и публицисту-проповеднику Феофану Затворнику (1815–1894 гг.) часть «Ответов» была включена в русское «Добротолюбие». «Ответы» пользуются большим авторитетом в современной Греции, например, на их основе с 1970 гг. проводил свои духовные беседы греческий архимандрит Симеон (Караяннопулос). Сборник «Ответов» преподобных Иоанна и Варсонофия Великого был, по всей видимости, совершенно не известен в средневековой Западной Европе, и только в Новейшее время, благодаря ряду изданий и переводов, стал доступен не только патрологам, но и более широкому кругу читателей. На православном Востоке авторитет «Ответов» на протяжении истории был очень высок как важнейшее руководство для вступающих на путь аскетической жизни. Лит.: Филарет (Гумилёвский). Учение. Ч. 3; Варсонофий Великий // ПБЭ. Т. 3; Покровский А. Ответы преподобных Варсануфия и Иоанна: Опыт исторического и нравственно-психологического исследования: Кандидатская диссертация / МДА. Сергиев Посад, 1894.; Тихомиров К. Руководство к духовной жизни преподобных Варсануфия и Иоанна: Кандидатская диссертация / МДА. Сергиев Посад, 1914; Варнава (Беляев), иеромонах. Св. Варсануфий Великий: Его жизнь и учение: Кандидатская диссертация / МДА. Сергиев Посад, 1915; Иннокентий (Самылкин), иеродиакон. Учение св. Варсануфия Великого о духовном совершенствовании: Кандидатская диссертация / МДА. Загорск, 1974; Киприан (Цибульский), иеромонах. Духовное руководство по кн. преподобных Варсануфия Великого и Иоанна Пророка: Кандидатская диссертация / МДА. Загорск, 1990; Агафангел (Легач), монах. Духовное делание по «Руководству преподобных Варсануфия Великого и Иоанна Пророка»: Кандидатская диссертация / МДА. Сергиев Посад, 1998; Иларион (Алфеев), епископ. Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров. СПб., 2002. Т. 1.



 
PR-CY.ru