ВАРСОНОФИЙ ВЕЛИКИЙ - Страница 8

Любовь к ближнему раскрывается более незаметным образом. Например, в одном из ответов болящему иноку Андрею Варсонофий Великий внешне впадает в противоречие самому себе, по смирению отказываясь и тотчас же по послушанию соглашаясь полностью взять на себя бремя болящего, хотя так и не выносит окончательного решения. В конце ответа, объясняя свои слова, он говорит: «Прости, что сильная любовь приводит меня к пустословию; но да будет оно тебе весельем о Христе Иисусе». Этот эпизод из монашеской жизни того времени свидетельствует о простоте, открытости и чистоте братских отношений в обители аввы Серида. В «Ответах» Иоанна и Варсонофия Великого перечисляются разные виды молитвенного делания: псалмопение, чтение Священного Писания, устная молитва, внутреннее делание («испытывать и блюсти помыслы»). В молитве молящийся не должен стремиться ни к чему своему: «… Цель молитвы должна быть та, чтобы просимое нами было по воле Божьей». В отличие от Евагрия они пишут не столько о «молитве ума», сколько о сердечной молитве и о вовлечённости в молитву всего человека, молиться должно не только умом, но и устами. Чтение Священного Писания – это также вид молитвы, которая возгревает сердце: «Непрестанно бодрствуй, поучаясь в законе Божьем, ибо чрез сие возгревается сердце небесным огнём». В русле аскетической традиции Иоанн пишет, что соблюдение повеления аввы также является молитвой. Наряду с «Подвижническим словом» автора богословских и аскетических трудов Диадоха Фотикийского (приблизительно 400–474 гг.) и «Сказанием об авве Филимоне» (вошедшим в состав «Добротолюбия») «Ответы» Иоанна и Варсонофия Великого являются важнейшим памятником аскетической письменности, свидетельствующим о наличии духовной практики Иисусовой молитвы уже в V–VI вв. В их учении о молитве центральное место отводится «внутреннему деланию», которое заключается в непрестанном призывании имени Божия: молитва – «непрестанная память Божия», оно творится в сердце («сердечный труд твой состоит в том, чтобы непрестанно молиться Богу»). Наряду с пространным вариантом Иисусовой молитвы исследователи в 178-м ответе видят и предельно краткие: «Господи, помилуй» или «Иисусе! помоги мне». Хотя слова, наиболее соответствующие современной практике Иисусовой молитвы, дословно упоминаются всего лишь несколько раз, она непрестанно имеется в виду, особенно когда говорится о силе имени Божия: «Имя Божье, будучи призываемо… убивает все страсти». Болящему иноку Андрею Варсонофий Великий отвечает, что «во имя Владыки нашего Иисуса Христа» можно «воскрешать… и демонов изгонять, и неизлечимые болезни исцелять и делать многие чудеса». Одно из вышеуказанных мест станет классической формулой исихазма, составляющего основу православного аскетизма: «Молитвенно призывай святое имя Божье, говоря: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя»». Если молитвенным призыванием имени Божия изгоняются страсти, то приобретение непрестанной молитвы есть победа над страстями: «...Непрестанно молиться относится к мере бесстрастия». Лишь в состоянии бесстрастия достижима совершенная молитва, связанная с предельной духовной сосредоточенностью. Варсонофий Великий говорит: «Молитва совершенная состоит в том, чтобы беседовать с Богом, не рассеиваясь мыслями, собирая свои помыслы и чувства. Человек входит в такое (состояние), когда умрёт для всех людей, для мира и для всего, что в нём находится… Признаком того, что (человек) коснулся совершенной молитвы, служит то, что он не смущается более, хотя бы и весь мир его оскорблял». В учении Иоанна и Варсонофия Великого Иисусова молитва ещё не имеет того исключительного значения, которое она приобретет впоследствии в исихастской традиции, и может чередоваться с иными видами молитвы: «Надобно делать и то, и другое: немного того и немного другого попеременно…». В «Ответах» упоминается правило 12 псалмов, которое читалось скитянами вечером и ночью, и другие последования и молитвословия, совершавшиеся в киновии аввы Серида, в частности, повторение отдельных стихов того или иного псалма, например, «Аз есмь червь, а не человек (Пс. 21:7)». В то же время в «Ответах» постоянно подчёркивается, что в молитве важны не столько внешние условия, сколько внутреннее расположение.

 



 
PR-CY.ru