ВАРСОНОФИЙ ВЕЛИКИЙ

ВАРСОНОФИЙ ВЕЛИКИЙ – отшельник, подвижник, аскетический писатель, очень почитаемый на христианском Востоке; память 6 февраля, память в западной церкви – 11 апреля. Родился в Египте в конце V в., переселился в монастырь св. Серида около Газы (в Палестине), где упражнялся в иноческих подвигах вместе с аввой Дорофеем и его учеником аввой Досифеем. По мнению исследователей, его египетское происхождение подтверждается тем, что он мог свободно говорить и писать «по-египетски» (т.е. по-коптски). Основными источниками для жития Варсонофия Великого являются «Церковная история» византийского историка Евагрия Схоластика (531/535–594 гг.), а также главное сочинение Варсонофия Великого и аввы Иоанна Пророка (Прозорливца) – «Вопросоответы» (или «Ответы»). Латинская версия его жития написана неким Иосифом, именовавшим себя учеником старца. Она содержит наиболее подробный материал, но, по мнению исследователей, составлена значительно позже, в конце XII – начале XIII в., в связи с обретением мощей Варсонофия Великого, перенесённых в Италию, и наряду с подлинными сведениями содержит добавления, относящиеся к другому одноимённому подвижнику, который жил позднее. О семье, времени и точном месте рождения подвижника исследователям практически ничего не известно. По свидетельству историка Евагрия, в середине VI в. его уже чтили как знаменитого подвижника и чудотворца. Таким образом, он родился не раньше второй половины V в. Слова Варсонофия Великого «я не стал схоластиком… то есть праведником» характеризуют не только его смирение, но и могут свидетельствовать, что он не получил высшего светского образования. В юности, согласно латинской версии жития, Варсонофий Великий отправился паломником в Святую землю, посетил ряд монастырей, принял постриг от отшельника Маркелла и затем подвизался вместе с ним, а после его смерти некоторое время был странствующим монахом. Впоследствии он поселился в общежительном монастыре, основанном аввой Серидом (к югу от Газы), несмотря на приглашения игуменов других монастырей: «Сколь многие хотели (принять к себе) нас старцев, и искали этого, но не дано им было того, а Бог послал нас к авве Сериду, не искавшему сего, и сделал его искренним нашим чадом». Поначалу Варсонофий Великий жил в келье, находившейся внутри монастыря, затем удалился в затвор (около 540 г.), где он «заключился живым как во гробе ради имени Иисусова» и строжайшим образом подвизался на протяжении 18 лет; здесь он никого не принимал, не сделав исключения даже для епископа и родного брата. Одному подвижнику из Египта, упрашивавшему принять его, преподобный написал: «Если для тебя отворю двери, то и для всех; а если не отворю тебе, то и никому другому». Только авва Серид один раз в неделю приносил ему три небольших хлебца и немного воды и причащал Святых Тайн, а также прочитывал вопросы посетителей и записывал предлагавшиеся ответы. Когда из-за полной недоступности подвижника многие усомнились в самом его существовании и сочли, что ответы составляет сам авва Серид, Варсонофий Великий принял монахов и умыл им ноги. Несмотря на немощи он никогда не оставлял своего рукоделия, забывал о пище: «...Ничего не вкушал и не пил… пища, питие и одеяние его – Дух Святой». Благодаря строгой аскетической жизни и духовной прозорливости, не покидая своего затвора, Варсонофий Великий стал духовным руководителем братии не только своей обители, но и других монастырей, а также многих клириков и мирян. Он получил от Бога великие духовные дарования смирения, рассуждения, прозорливости и пророчества, чудотворения, любви к Богу и ближним. В латинской версии жития говорится о том, что лишь однажды Варсонофий Великий нарушил своё уединение и отправился в Константинополь ходатайствовать перед императором Юстинианом I Великим (527–565 гг.) о монахах своей области, не согласных с оригенизмом (см. Ориген). По мнению архиепископа Филарета (Гумилёвского), речь шла о несогласных с афтартодокетизмом (см. Афтартодокеты), на которых император воздвиг гонение. Напротив, греческий патролог П. Христу полагает, что Варсонофий Великий ходатайствовал не за противников, а за сторонников оригенизма или, по крайней мере, за тех, кто в нём обвинялся. Колебания императора Юстиниана то против оригенистов, то в их пользу (под влиянием митрополита Кесарии Каппадокийской Феодора Аскиды), вплоть до осуждения оригенизма на Пятом Вселенском соборе, позволяют исследователям допустить как ту, так и другую точку зрения.

 



 
PR-CY.ru