Словарь по христианству В ВАРНАВА ВЕТЛУЖСКИЙ - Страница 2

ВАРНАВА ВЕТЛУЖСКИЙ - Страница 2

Позже здесь был основан Троицкий мужской монастырь – Варнавина пустынь (первое надёжно засвидетельствованное упоминание пустыни содержится в жалованной грамоте царя Ивана IV Васильевича 26 июля 1551 г. строителю монастыря Савватию). В 1666 г. взамен обветшавшего храма был возведён монументальный деревянный шатровый Никольский храм, в котором находилась гробница Варнавы Ветлужского. Пишут, что от мощей преподобного происходили многочисленные исцеления; сохранились свидетельства начиная с 1620 гг., а в 1630 гг. в числе исцелённых у его мощей был священник Успенского собора Московского Кремля Иоанн, страдавший «болезнью лютыя главы». В 1639 г. Патриарх Иоасаф I (1634–1640/1641 гг.) направил в обитель на Ветлугу игумена Макариева Желтоводского монастыря Пафнутия, которому иноки Варнавиной пустыни поведали «многие повести» о случаях чудотворений и представили «бывших исцелений писания», которые Пафнутий взял с собой в Москву; в том же году Варнава Ветлужский был канонизирован к общецерковному почитанию. В 1764 (или в 1767) г. Троицкий Варнавин монастырь был упразднён и обращён в приходскую церковь, бывшая монастырская слобода стала селом Варнавина Пустынь. В 1778 г. село было преобразовано в г. Варнавин, с 1797 г. – в уездный центр Костромской губернии. С образованием города Никольский и Троицкий храмы бывшего монастыря стали соборными храмами Варнавина, особым почитанием пользовался деревянный Никольский (летний) храм, в котором под спудом почивали мощи преподобного. В XVIII – начале XX в. Варнава Ветлужский почитался как покровитель Поветлужья. В день памяти преподобного, называемый на Ветлуге «Варнавиной годиной» (11 июня), в Варнавин стекались паломники со всего Ветлужского края – из Костромской, Вологодской, Вятской и Нижегородской губерний. Весной 1912 г. река Ветлуга подмыла крутой берег Красной горы, в результате чего произошёл большой оползень, который едва не разрушил стоявший у обрыва Никольский храм. По распоряжению прибывшего в связи с этим в Варнавин Костромского и Галичского архиепископа Тихона (Василевского) мощи Варнавы Ветлужского 22 мая 1912 г. извлекли из-под спуда и перенесли в каменный Троицкий храм (возведён в 1836 г.), где поместили под полом придела во имя Варнавы Ветлужского. Жители Варнавина обратились в Святейший Синод с просьбой разрешить помещение мощей преподобного в особую раку, о чём Синод издал соответствующее распоряжение в марте 1914 г. В Варнавине 10–11 июня в присутствии многих тысяч паломников произошли торжества, возглавляемые архиепископом Тихоном, в ходе которых мощи преподобного были перенесены в установленную в Троицком соборе серебряную раку. Во время массового вскрытия мощей святых в 1919–1920 гг. мощи Варнавы Ветлужского не подверглись поруганию, однако в ходе кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 г. советские власти встали перед необходимостью изъятия мощей из серебряной раки, которая подлежала конфискации. Варнавинская уездная комиссия не решилась это сделать самостоятельно и обратилась за указаниями в Костромской губком РКП(б), который отправил в ЦК РКП(б) шифротелеграмму с просьбой разрешения на вскрытие мощей. «Сообщение из Костромы о мощах Варнавы» было заслушано на заседании Политбюро ЦК РКП(б) 4 мая 1922 г. под председательством В.И. Ленина. Политбюро санкционировало вскрытие мощей и изъятие раки (кажется, Варнава Ветлужский – единственный из русских святых, вопрос о вскрытии мощей которого решался на столь высоком государственном уровне).

 



 
PR-CY.ru