ВАРНАВА ВЕТЛУЖСКИЙ

ВАРНАВА ВЕТЛУЖСКИЙ – преподобный; ум. в 1445 (или в 492) г.; память 11 июня, 23 января – в Соборе Костромских святых. Основным источником сведений о нём является его житие (не издано), написанное около 1639 г. иеромонахом Иосифом «с ветхой книги» (которая, по-видимому, содержала записи о чудесах, совершавшихся по молитвам к преподобному) и на основании устных свидетельств (житие содержит очень мало сведений о нём); наиболее ранние списки жития относятся к XVIII в. (в последнем списке помимо жития помещены тропарь и кондак преподобному и его изображение). Варнава Ветлужский был священником в одном из храмов Великого Устюга, в XIII–XVI вв. находившегося на границе русских земель и часто подвергавшегося нападениям со стороны живших рядом племён. В XV – первой половине XVI в. на город регулярно совершали набеги ветлужские черемисы (предки современных марийцев); одним из наиболее опустошительных был набег 1417 г. Как полагают исследователи, именно после него Варнава Ветлужский (по-видимому, овдовев) принял монашеский постриг и отправился в ветлужские леса, поселился близ реки Ветлуги, в нижнем её течении, на возвышенности на правом берегу, позднее получившей название Красная гора, и здесь, в пустынном месте, где не было жилья на пятьдесят вёрст кругом, подвизался в течение двадцати восьми лет до самой смерти, претерпевая всякого рода лишения. Миссионерский характер ухода Варнавы Ветлужского в район расселения черемисских племён, исповедовавших язычество (Великий Устюг в тот период был важнейшим миссионерским центром) у исследователей не вызывает сомнений (его подвижнический образ жизни оказывал большое влияние на местных жителей). Со временем вместе с ним поселились другие люди – русские переселенцы или крещёные черемисы (при установке в 2000 г. в Варнавине на Красной горе памятного креста на месте храма над его могилой были обнаружены останки двух человек, вероятно, учеников святого). Согласно житию, Варнава Ветлужский прожил на Ветлуге 28 лет, был похоронен на вершине Красной горы, но оно не сообщает о времени кончины преподобного. Святцы конца XVII–XIX вв. содержат разные даты: в «Описании о российских святых» кончина отнесена к 1492 (7000) г.; эту же дату приводят исследователь монастырей Василий Васильевич Зверинский (1835–1893 гг.) и краевед Михаил Алексеевич Балдин (1918–1994 гг.). Архиепископ Филарет (Гумилёвский), ссылаясь на рукописные святцы, годом кончины Варнавы Ветлужского считает 1445 г. (эта точка зрения принята большинством агиографов XIX–XX вв.; она основана на местном предании, связывающем уход преподобного на Ветлугу с набегом черемисов в 1417 г.). Начиная с XIX в. высказывалось мнение, что его можно отождествить с «пустынником духовным старцем» Варнавой, подвизавшимся в Варнавиной во имя Святой Троицы пустыни (по преданию, основанной на месте подвигов Варнавы Ветлужского) и скончавшимся в 1604 г., однако это мнение не всем представляется убедительным, поскольку в 1639 г., во время розыска, предшествовавшего прославлению Варнавы Ветлужского, никак не прозвучало, что преподобный скончался лишь 35 лет тому назад. Кроме того, исследователям представляется маловероятным, чтобы Троицкая пустынь, впервые официально названная Варнавиной в 1607 г., в грамоте царя Василия Васильевича Шуйского (т.е. спустя менее чем три года после кончины «пустынника Варнавы»), была названа его именем, а не прежде жившего подвижника. После кончины Варнавы Ветлужского началось постепенное заселение берегов Ветлуги русскими людьми (по мнению диалектологов, в основном, переселенцами из Устюга). Скорее всего, уже во второй половине XV в. на Красной горе пришедшие сюда для уединённой жизни иноки построили церковь во имя Пресвятой Троицы, а потом и другую, во имя Николая Чудотворца, над могилой преподобного.

 



 
PR-CY.ru