ВАРДЕСАН, Вар-Дайшан

ВАРДЕСАН, Вар-Дайшан (154 – около 222 гг.) – сирийский мыслитель-гностик, один из представителей сирийской (дуалистической) школы и ближайший предшественник манихейства, богослов, философ, учёный и поэт. Бар-Дайшан (от сир. «bar daisan» – «сын реки Дайшан») родился в языческой семье и учился у жреца в г. Менбидже (Гиераполисе); позднее, по сообщению церковного историка Евсевия Кесарийского (около 263 – 340 гг.), был учеником гностика Валентина (ум. около 160 г.); в 25 лет крестился. Был близок к христианскому правителю Эдессы Авгарю IX Великому (177–212 гг.). Благодаря проходившему через этот город индийскому посольству к императору Гелиогабалу (218–222 гг.) Вардесан познакомился с верованиями и учениями Индии, а после взятия Эдессы римлянами в 216 г. жил в Армении. Вардесан – самый ранний известный исследователям по имени крупный представитель литературы на сирийском языке. Многочисленные сочинения Вардесана (религиозно-философские, исторические и поэтические) были очень распространены, и восточные церковные писатели широко ими пользовались. Но из его обширного наследия сохранилась лишь прозаическая «Книга законов земель» (другое название – «О роке»). Хотя эта книга приписывалась самому Вардесану, но исследователи предполагают, что она принадлежит его ученику Филиппу. Вардесан первым изобрёл стихосложение для сирийского языка и сочинил (вместе со своим сыном Гармонией) 150 гимнов (по числу библейских псалмов), в которых выражал еретические воззрения, но которые употреблялись даже при церковном богослужении, пока не были заменены православными гимнами Ефрема Сирина (около 306 – 373 гг.). Вардесан защищал доктрину о свободе воли. Принимая в принципе представления астрологии, отвергал астрологический детерминизм, указывая на то, что при одном и том же расположении звёзд представители различных народов поступают по-разному, в зависимости от обычаев своего народа, между тем как христиане, следуя своей вере, имеют независимость от звёзд и от народных обычаев. Исследователям известно, что он полемизировал с учением Маркиона и написал историю Армении, использованную крупнейшим армянским историком V – начала VI вв. Мовсесом Хоренаци, прозванным «Отцом армянской истории». Попытки приписать Вардесану те или иные памятники иудео-христианской или гностической поэзии («Оды Соломона», «Песнь о Жемчужине» и «Песнь о Невесте» из апокрифических «Деяний апостола Фомы») исследователи считают сомнительными. В его учении они не видят значительной оригинальности; в сущности это та же система гностика Валентина, отчасти упрощённая, а отчасти испорченная иранским дуализмом. В Плероме Вардесана вместо тридцати эонов Валентина есть только семь и один «Небесный Христос, Сын жизни», происходящий от первого абсолютного и вечного сочетания (сизигии) активного и пассивного начала – «Отца Жизни и Матери Жизни». Женский коррелят Христа – «Хакмут» (София), долженствующая составить с ним второе производное или обусловленное мировым процессом сочетание (сизигию), по немощи своей пассивной природы падает в область тёмного хаоса или бесформенной материи, от века противостоящую небесному свету Плеромы. Из этой материи Хакмут, следуя тайным внушениям Небесного Христа, создаёт Демиурга, а через него – весь видимый мир, который, таким образом, происходит не из психических состояний Софии (как у Валентина), а имеет своё особое начало и внешний субстрат. За исключением этого основного метафизического пункта, космология Вардесана, а также его христология и эсхатология не отличаются существенно от валентиновых. Более характерной исследователи считают его дуалистическую психологию: в каждом человеке Вардесан признавал две души – высшую (пневматическую) и низшую (материальную). Однако низшая душа с безусловной необходимостью подчинена судьбе, действующей через астральное начало в семи светилах, изображающих в нашем низшем мире семь небесных эонов. Пневматическая же душа (как прямое порождение Хакмут) нисколько не зависит от судьбы и звёзд; она способна на добро и зло. В заключение мирового и исторического процесса все духовные существа, очищенные земными испытаниями, соединяются с ангелами и участвуют в брачном пире Христа и Софии-Хакмут, достигающих своего окончательного и полного сочетания (сизигии). Как целое мировоззрение Вардесана остаётся предметом дискуссий; например, исследователям не совсем ясно, можно ли относить зрелого Вардесана к гностицизму. Отношение церкви к нему также было неоднозначным; Вардесана ценили за борьбу с маркионитством, но к IV в. отвергли как ересиарха. Ефрем Сирин резко осуждал Вардесана-теолога, но многим обязан ему как поэту. Продолжателем поэтической и учительской деятельности Вардесана был его сын Гармоний, который развил систему своего отца, внеся в неё элементы греческой философии.

 
PR-CY.ru