Словарь по христианству В ВАРДАПЕТ

ВАРДАПЕТ

ВАРДАПЕТ (древнеарм. – «учитель», «наставник») – в Армянской апостольской церкви учёная степень, которая присваивается только безбрачным священникам (иеромонахам) после окончания ими учёбы и представления заключительной речи; за выдающиеся труды и заслуги даётся степень верховного (или великого) вардапета. В древности оно означало учителя и присваивалось (в качестве звания) лишь заслуженным монахам, выделявшимся своей учёностью. В русской литературе титулы переводятся (иногда не вполне адекватно) соответственно как архимандрит и протоархимандрит, в Европе они приравниваются к степени магистра богословия. Звание вардапета имеет 14 ступеней: первые четыре дают право на звание частного вардапета, остальные десять – на звание верховного вардапета. Первоначально звание верховного вардапета присуждали соискателям звания частного вардапета, в настоящее время это прерогатива только епископов, имеющих степень верховного вардапета. Получающему звание вардапета вручается жезл с двуглавой змеёй, символизирующей мудрость и право толковать слово Божье, учительствовать и проповедовать. В армянской литературе слово «вардапет» употреблялось в значении «учитель»; этим именем называли вселенских и армянских Отцов и учителей церкви. Первым великим вардапетом считается Месроп Маштоц (около 361 – 440 гг.), выдающийся армянский учёный-лингвист, создатель армянского алфавита. С V в. армянская церковь уделяла большое внимание училищам, где готовили вардпетов, – вардапетаранам. Первое из них было открыто в Вагаршапате (Эчмиадзине), наиболее известны вардапетараны Сюника, Санаина, Аршаруника, Севана, Ани, Ахпата, Гошаванка, Хоранашата, Хор-Вирапа, Нарекаванка, Гладзорский и Татевский университеты. В Средние века почётной степени вардапета могли быть удостоены преподаватели учебных заведений, а также настоятели крупных монастырей. Церковный титул вардапета зафиксирован в Судебнике богослова Мхитара Гоша (1120–1213 гг.) – «Своде законов церковных и гражданских, главным образом на основании кодексов Феодосия и Юстиниана», написанного на древнецерковном армянском языке и отличающегося лаконизмом. Философ, богослов и церковный деятель Григор Татеваци (1346–1409 гг.) установил порядок его присвоения и 14 ступеней. Не все епископы и католикосы-патриархи обладали этим титулом.

 
PR-CY.ru