ВАРВАРА ИЛИОПОЛЬСКАЯ - Страница 2

Сведения о времени и месте мученичества Варвары имеют значительные расхождения. Некоторые источники утверждают, что она пострадала в 237 г. при императоре Максимина (235–238 гг.), но, возможно, что под Максимином подразумевается Максимин Даза (309–313 гг.). Однако на основании свидетельства большинства текстов, исследователи считают наиболее вероятной датой 306 г., т.е. скорее всего, Варвара пострадала при императоре Галерии Максимине (284–305 гг., ум. в 311 г.), соправителе императора Диоклетиана (284–305 гг.). В большинстве греческих текстов, в том числе и у византийского писателя Симеона Метафраста (ум. в 940 г.), а также в латинском житии местом кончины Варвары назван Илиополь (Гелиополь). Город с этим названием известен в Малой Азии, Египте и Финикии. В древнейших актах, приписываемых византийскому богослову Иоанну Дамаскину (около 675 – до 753 гг.), упоминается Никомидия. Это мнение разделял историк Цезарь Бароний (1538–1607 гг.); в Мартирологах монаха Узуарда и Вьеннского архиепископа Адона (около 819 – 874/875 гг.) и других указана Тоскана, в поздних приписках к Мартирологам Иеронима Блаженного (около 330/350 – около 420 гг.) и Беды Достопочтенного (около 672/673 – около 735 гг.) – Рим или Антиохия. Неясными для исследователей остаются и обстоятельства обращения Варвары в христианство. По преданию, не нашедшему отражение в древнейших житиях Варвары, её учителем был богослов и экзегет Ориген (около 185 – около 254 гг.). Святая Варвара с древних времён одинаково почиталась и на Востоке, и на Западе (в России по преимуществу). Её житие было любимым чтением в народе, прекрасно воспроизведено в акафисте (гимне, которого нельзя слушать сидя), составленном Киевским митрополитом Иосифом Краковским (1899–1942 гг.); великомученицу Варвару часто воспевали народные стихи и псалмы. На Руси получило распространение её житие, которое дошло в списках XIV в., но было известно уже в XI в.: автор «Сказания о Борисе и Глебе» (около 1072 г.) сравнивает гибель Бориса по приказу брата со смертью Варвары от руки отца; это житие вошло в состав Великих Четьих Миней. Чтение жития («мучения») Варвары на утрене предписывал Студийско-Алексиевский Типикон. Судя по другим сохранившимся редакциям Студийского устава – Мессинскому Типикону 1131 г. и Евергетидскому Типикону первой половины XII в. – исследователи имеют в виду житие, написанное византийским писателем Симеоном Метафрастом. В Мессинском Типиконе также указано чтение похвального слова византийского поэта VI в. Георгия Грамматикака, которое отсутствует в русских списках. Согласно житию, некий благочестивый муж Валентиниан (Галентиан, Валентин) взял останки Варвары и Иулиании и похоронил их в селении Геласии, находившемуся в 12 милях от Евхаит в Пафлагонии. На этом месте был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных проказой. Монастырь, посвящённый Варваре, находился в Едессе (Месопотамия), где, вероятно, хранилась часть её мощей. Тело св. Варвары в IV или в VI в. было перенесено в Константинополе, где в квартале Василиска вдовой византийского императора Льва I Великого (457–474 гг.) Вириной был построен в её честь великолепный храм, давший название целому кварталу. По другой версии, это произошло в VI в., при византийском императоре Юстине I (518–527 гг.), или при Юстине II (565–578 гг.); здесь, согласно синаксарю (сборнику житий) Константинопольской церкви, торжественно совершалось ежегодное празднование её памяти. По свидетельству Анны Комниной (1083–1153 гг.), в храме св. Варвары спасались, как в месте убежища, обличённые в преступлениях и подлежавшие каре закона. Может быть, этим объясняется существующее в народе убеждение, что св. Варваре дана от Бога благодать спасать от внезапной и насильственной смерти. Этот храм упоминается в латинском описании Константинополя XII в. («Аноним Меркати») и в «Хождении Антония Новгородца» (1200 г.), где говорится также о хранившейся там окаменевшей груди Варвары, из которой сочились кровь и молоко.

 



 
PR-CY.ru