Словарь по христианству В ВАЛЬСАМОН Феодор IV

ВАЛЬСАМОН Феодор IV

ВАЛЬСАМОН Феодор IV (около 1140 – после 1199 гг.) – знаменитый византийский канонист, Антиохийский патриарх в 1185–1203 гг. (по иным данным – до 1199 г.). Родился в Константинополе, при императорах Мануиле I Комнине (1142–1181 гг.) и Исааке II Ангеле (1185–1194 гг.) в сане диакона занимал важные должности номофилакса и хартофилакса в Константинопольской церкви. В 1185 г. был возведён на антиохийскую патриаршую кафедру (по иным данным – в 1193 г.), но продолжал жить в Константинополе, будучи лишь номинальным патриархом, т.к. антиохийский патриархат находился в то время во власти крестоносцев. Вальсамон получил прекрасное юридическое образование, занимая важные должности, на практике основательно познакомился с действующим церковным правом. Именно этим объясняется данное ему Константинопольским патриархом Михаилом III Анхиальским (1170–1177 гг.) и императором Мануилом поручение написать толкование на Номоканон Фотия от 883 г. «Изъяснение священных и божественных правил Святых и Всехвальных Апостол и священных Соборов Вселенских и поместных или частных и прочих святых отец» (или Схолию). Причиной для этой работы послужили затруднения, встретившееся в церковной практике из-за устарелости некоторых законов, включённых в Номоканон Фотия, но потерявших практическое значение и не вошедших в более поздний законодательный сборник – Базилики (889 г.). Пользование этим сборником затруднялось противоречием канонов между собой, а также недействительностью (после издания Базилик) многих законов Юстиниана I Великого (527–565 гг.), вошедших в первую часть сборника. Вальсамону было поручено рассмотреть священные каноны, изъяснить и истолковать неясное в них и кажущееся несогласным с законами. Первую часть его работы занимает толкование на Номоканон патриарха Фотия (посвящено более согласованию различных светских законов, чем церковным правилам), вторая часть посвящена толкованию непосредственно церковных правил. В основу своей работы Вальсамон положил мысль, что непринятие той или иной нормы Кодекса Юстиниана в Базиликах должно толковаться как отмена этого закона. По поводу каждого закона Юстиниана, вошедшего в Номоканон, он делает замечание, принять ли этот закон в Базилики, и в какую именно их часть. Если же закон не находится в Базиликах, то Вальсамон почти всегда замечает, что он утратил силу действующего права. Однако такие его свидетельства относительно отсутствия в Базиликах того или иного положения из Кодекса Юстиниана не всегда являются безошибочными. Это связано с тем, что он пользовался лишь списками, которые были в его распоряжении, но сохранились рукописи Базилик, где помещены некоторые тексты из Кодекса Юстиниана, которые, по мнению Вальсамона, были опущены в Базиликах. Хотя в этой части труда Вальсамон самостоятелен, но в его работе есть противоречия: иногда он отмечает, что закон из Номоканона отсутствует в Базиликах, а затем указывает место, где находится в них этот самый закон. Также Вильсамон хотя и проводит мысль о превосходстве церковных канонов над законами (за первыми он признаёт авторитет императоров и святых отцов и приравнивает этот авторитет к Священному Писанию), но при этом в отдельных местах своих толкований он отдаёт предпочтение светским законам перед церковными канонами.

 



 
PR-CY.ru