ВАЛЬДЕНСЫ - Страница 7

Но реформированные итальянские вальденсы путём долгой борьбы отстояли свою религиозную самостоятельность. Герцог Савойский Эммануэле Филиберто (1528–1580 гг.), упорно стремившийся католизировать вальденсов, натолкнулся на их энергичное вооружённое сопротивление и был вынужден по миру в Кавуре (5 июня 1561 г.) признать с некоторыми оговорками целый ряд евангелических общин. Однако не прекращавшиеся преследования вынудили вальденские общины в 1571 г. заключить союз, поставивший целью защитить то, что приобретено по миру в Кавуре. Борьба шла с переменным успехом. Вальденсы в местечках, не перечисленных по миру в Кавуре, изгонялись, и в 1655 гг. герцог Савойский Карл Эммануил II (1634–1675 гг.) начал жестокое усмирение их военной силой, что повергло в негодование весь протестантский мир и вызвало протесты вождя индепендентов Оливера Кромвеля (1599–1658 гг.) и кардинала Мазарини (1602–1661 гг.). В 1686 г. герцог Савойский Виктор Амадей II (1666–1732 гг.) по соглашению с королём Франции Людовиком XIV (1643–1715 гг.) вновь начал насильственное обращение вальденсов в католичество. Восставшие были усмирены, частью заключены или посажены на галеры, частью были вынуждены покинуть Пьемонт и искать приюта в Германии. В 1689 г. проповедник Анри Арно (1641–1721 гг.), поддерживаемый Вильгельмом III Оранским (1689–1702 гг.), собрал около 800–900 вооружённых вальденсов и гугенотов и, вторгшись с ними в Пьемонт и начав партизанскую войну, добился признания вальденсов герцогом и возвращения сосланных. Однако в 1698–1699 гг. более 2500 из них и примкнувших к ним французских гугенотов были вынуждены опять оставить Пьемонт и переселиться в Германию (главным образом, в Вюртемберг), где они образовали ряд вальденских колоний (позднее большинство из них перешло в лютеранство). Оставшиеся в Пьемонте продолжали подвергаться гонениям; гражданские права и возможность дальнейшего развития были даны вальденсам лишь актом сардинского короля Карла Альберта (1798–1849 гг.) от 17 февраля 1848 г. В 1829 г. был выработан новый чин литургии, заменивший прежние швейцарские. Ещё раньше (в 1699 г.) во всех общинах появились школы. Оживившаяся с 1820 гг. реформированная вальденская церковь с 1848 г. начала стремиться к евангелизации Италии, заменив французский язык школ и культа итальянским и несколько видоизменив свою организацию. В начале XX в. вальденская церковь являлась национальной итальянской протестантской церковью, со своими храмами, высшими учебными заведениями и школами. На рубеже XIX–XX вв. многие члены общин были вынуждены эмигрировать в США, Уругвай и Аргентину. Незначительные группы вальденсов в настоящее время существуют во Франции и Швейцарии, более многочисленные – преимущественно в Италии. Органами управления вальденсов является Совет из семи членов и ежегодно избираемый Генеральный синод, созываемый в Торре-Пелличе (Италия). Ядром вальденской церкви являются альпийские общины, во главе которых стоят избираемые собраниями членов их пасторы, анцианы и диаконы, созываемые не реже одного раза в год на общее собрание и его орган – консистория, составленная из анцианов и диаконов (аналогично устройство и других вальденских церквей). В фашистской Италии 1920 – первой половине 1940 гг. вальденсы имели статус «терпимой религии», более существенные религиозные свободы им гарантировало соглашение с государством, подписанное в 1984 г. Вальденские влияния исследователи усматривают и в анабаптизме. Изучение истории вальденсов началось ещё в XVI в. трудом лютеранского теолога Флация Иллирика «Catalogus restium veritatis» (1556 г.). Поддерживая существовавшую уже в XV в. в среде вальденсов легенду об их отделении от Римской церкви ещё в эпоху папы Сильвестра (314–335 гг.), вальденские писатели XVI–XVII вв. пытались доказать непрерывное существование вальденсов от апостольской эпохи и независимость их от реформационного движения, прибегая к произвольным предположениям, например, зачисляя в вальденсы епископа-реформатора Клавдия Туринского (ум. в 839 г.), и даже к подделкам, обнаруженным значительно позже. Конечно, к вальденскому течению в историографии отрицательно отнеслись, прежде всего, католические писатели (Боссюэ), но только в 1830–1840 гг. исследователи приступили к пересмотру текстов и предания. В результате этого появились первые серьёзные исследования, заставившие и самих вальденсов отказаться от многих своих положений и отвести вальденсам до Вальда очень скромную роль предшественников движения.



 
PR-CY.ru