ВАЛЬДЕНСЫ - Страница 4

Старые «префекты» (сандалиаты) рассматривали себя как коллегию епископов, в руках которой находятся во всей полноте сакраментальные и иерархические полномочия. Они поставляли пресвитеров из среды новых «префектов» (nuper converse) и диаконов из числа «друзей». Как иерархия вальденсы противопоставляли себя римской иерархии, но сфера их деятельности была фактически теснее, ограничиваясь совершением исповеди, духовным руководством «друзьями», редким совершением евхаристии-вечери и посвящением в епископы (т.е. принятием в сандалиаты). Преобладающей стороной деятельности французских вальденсов было духовное руководство «друзьями», в связи с чем распространяются «школы», «гимназии» или «госпиции», в которых «перфекты» живут временно (более постоянно – «префекты»-женщины, апостольская деятельность которых постепенно ослабевает). Они руководили находящимися на испытании кандидатами в «перфекты» и окрестными «друзьями», оказывающими госпиции материальную поддержку и углубляющимися в основы вальденства. К 1230 гг. такие рассеянные всюду и подчинённые «ректорам» госпиции являются опорными пунктами вальденсов, центрами их проповеднической и руководимой особыми «магистрами» учительской деятельности, имеющей в виду и «друзей», и уже принятых в секту. В госпиции живут женщины-перфекты и вновь принятые в секту, находящиеся на испытании; через год они переходят в разряд новых «перфектов» или, как их теперь называют, novellani, заняв место прежде избираемых из «друзей» диаконов и заведуя сбором милостыни. Часть сандалиатов, из среды которых избираются ректоры госпициев и магистры, продолжают блуждать, основывая новые госпиции или визитируя старые. Общие rectores исчезают; верховным органом братства, заведующим всей его материальной и духовной жизнью, становится ежегодный Собор сандалиатов, выслушивающий отчёты визитаторов и ректоров госпициев, определяющий бюджет братства и отдельных госпициев и посвящающий новелланов в сандалиатов-епископов. Параллельно с развитием этой организации шло усиление самосознания вальденсов, всё решительнее отвергающих Римскую церковь, её культ и некоторые догматы. Но для полного противопоставления себя Риму они нуждались во всех трёх признаваемых необходимой принадлежностью истинной церкви ordines (епископа, пресвитера и диакона), из которых в 1220 гг. один выпал. Поэтому в 1230 и 1240 гг. над Собором сандалиатов выдвинулся старейшина (Majoralis), которому сандалиаты передают свои епископские права, опускаясь сами в разряд пресвитеров. Совершение евхаристии постепенно переходит к Majoralis, а сандалиаты превращаются в «духовников» секты и её «верующих», оставляя на прежнем месте новелланов-диаконов. Право ординации делится между Собором и Majoralis (с преобладанием Majoralis); Majoralis постепенно сосредоточивает в своих руках всю полноту власти, оттесняя и делая излишним Собор. В борьбе с католическими полемистами вальденсам приходится обосновывать истинность своих ordines и, следовательно, своей церкви, что они и делают, ссылаясь на свой апостольский образ жизни, но в то же время признавая необходимым поставление по чину своей церкви и стремясь возвести свою иерархию к Вальду, или к первоначальному братству вальденсов, или даже (позднее) к апостольской церкви. Но в тот момент, когда их организация достигает высшего развития, когда конституируется вальденская церковь, оппозиционное настроение вальденсов и их «верующих» начинает спадать, и отношение к Риму становится более умеренным. Иерархия и таинства Римской церкви признаются, совершение евхаристии (ограниченное уже его связью только с Majoralis) становится реже и имеет в виду лишь «перфектов», а «верующие» как бы делятся между вальденсами и Римской церковью, принимая от неё таинства и подлежа руководству вальденсов. К началу XIV в. вальденсы возвращаются к своим первоначальным задачам: к апостольской жизни и деятельности по возможности в рамках церкви. В то же время уменьшается их число из-за усиления однородных ортодоксальных течений (францисканство, доминиканство), а также гонений.

 



 
PR-CY.ru