ВАЛЬДЕНСЫ - Страница 3

Сила обстоятельств приводит вальденсов к самовольному совершению таинства исповеди, оправдываемому в их глазах их апостольством. Затем они переходят к претензиям на право совершать и все остальные таинства, особенно евхаристию. Резкость формулировок этого права, а также сам факт совершения евхаристии, зависели от степени оппозиционности данной группы и её «друзей», от случайного характера полемики, от временных и местных обстоятельств. Одно (преимущественно в Италии) склонно было отрицать действенность евхаристии, совершаемой грешным или дурным клириком, и в связи с этим организовать вальденскую евхаристию для «верующих». Другое (преимущественно во Франции) стремилось сделать совершаемую клириками евхаристию приемлемой для верующих вальденсов путём теоретического разъединения таинства и совершающего его священником. Постепенно, в результате преследований и возросшего теологического самосознания, вальденсы стали считать полноправными священниками исключительно «совершенных» членов своих общин и только с их участием совершать все католические таинства. От услуг канонических (официальных) священников они отказывались на том основании, что, по их убеждению, таинство евхаристии, совершённое во время мессы грешным священником, не приводит к воплощению хлеба и вина в тело и кровь Христа, а таковое происходит лишь тогда, когда таинство совершает справедливый человек, даже не рукоположенный в духовный сан. Несколько позднее вальденсы стали трактовать свою церемонию благословения хлеба, вина и рыбы не как сакральное таинство, а как простой обряд, совершаемый в память о Тайной вечере; обряд совершался в четверг накануне Пасхи, и ему предшествовал обряд омовения ног; к участию в этой евхаристии-вечере могли быть допускаемы и «верующие». Наряду с этим шло отрицание клятвы, культовых практик, лжи и смертной казни, храмов, культ святых и связанные с ним чудеса, молитв за усопших, учение о чистилище и т.д. Из всех молитв вальденсы сохранили только «Отче наш» на том основании, что эта молитва была установлена Самим Христом. Секта вальденсов, как показывают исследования, никогда не была однородной, но в конце XII и в начале XIII в. вальденское братство ещё только начинает дифференцироваться: начинают возникать более ограниченные территории блуждания отдельных групп, чему способствуют быстро крепнущие связи с местными группами «верующих», для которых устраиваются «школы» или «гимназии» и которые тянут «перфектов» к себе. Но возникающие группы ещё далеко не замкнулись, общаются друг с другом, обмениваются «перфектами» и идеями. В связи с этим обнаруживаются местные особенности учений и настроений, что приводит к распадению первичного братства. Около 1185 г. от основного ствола вальденсов отделились руководимые Уго Спероном сперонисты, около 1205 г. обнаружились разногласия между французскими и ломбардскими вальденсами, избравшими себе особого предстоятеля (Иоанна Рунко) и не пожелавшими (как того требовал Вальд) отказаться от руководства ремесленными организациями своих «верующих». В 1208 г. часть французских вальденсов (с Дурандом де Оска во главе) вернулись в лоно Римской церкви и превратились в «католических бедняков». В 1210 г. их примеру последовала руководимая Бернардом группа ломбардских вальденсов. Позже, как полагают исследователи, появились «торталаны», «ребаптисты» и другие мелкие группы. Французские вальденсы, действовавшие в Арагонии, Каталонии, Франции, Лотарингии, Северной Италии и частью в Германии, отличались в начале XIII в. большей, чем у ломбардцев, близостью к церкви, готовностью принять таинство евхаристии, совершаемое клириками, признанием расторжимости брака, необходимой для начала апостольской жизни, склонностью (потом, как предполагают исследователи, исчезнувшей) к отрицанию действенности крещения младенцев и особым уважением к памяти Вальда и какого-то Вивета – это один из важнейших пунктов разногласия с ломбардцами. «Перфекты», верховными органами которых были общий Собор и заменившие Вальда ежегодно избираемые ректоры, распались (ранее 1218 г., согласно предположениям исследователей, и раньше разделения) на два слоя: старых «префектов» и недавно посвящённых.

 



 
PR-CY.ru