Словарь по христианству В ВАЛЬДЕНСЫ

ВАЛЬДЕНСЫ

ВАЛЬДЕНСЫ – члены общественно-религиозного гетеродоксального (еретического) движения (см. Ересь), возникшего в 1170 г. в Лионе. Их появление стояло в связи с теми религиозными идеями и настроениями, которые выражались в других течениях XII в. (арнольдисты, катары, гумилиаты, бегарды, бегины и пр.), и характерными чертами которых были высокий моральный идеал, ведущий к апостольской жизни и деятельности. Этим идеалом оценивалась идея истинной и древней церкви, противопоставляемой Римской и современной церкви. Этот моральный идеал последователи течения находили в Евангелии, изучение которого всё больше распространялось. Параллельно шло развитие другого, более умеренного идеала жизни мирянина, стремящегося к праведности без разрыва с миром и мирскими занятиями. Исходный толчок вальденскому движению дал лионский купец Пьер Вальд (или Вальдес), который, согласно преданию, в 1173 г., охваченный раскаянием, раздал своё имущество нищим во исполнение завета Христа и провозгласил бедность и аскетизм жизненным идеалом. Вальд начал «жить по евангельскому учению и буквально, в совершенстве его сохранять», утверждая, что добровольная бедность является единственным путём к евангельскому совершенству. Примером и словом он старался улучшить жизнь других, призывая их к покаянию, прилежно изучал Священное Писание и заботился о переводе его на народный язык. Знакомство с Евангелием дало ему принципиальное обоснование для проповеднической деятельности и возможность сопоставлять себя с апостолами, а свою деятельность (увещания и наставления в вере мирян) – с деятельностью учеников Христа. Быстро собравшиеся около Вальда мужчины и женщины получили наименование «вальденсов». Они проповедовали учение о добровольной бедности как идеале христианской жизни, давали обет не владеть собственностью, не иметь семьи. Клир, конечно, был недоволен популярными и недоброжелательными конкурентами. Исследователи считают вполне вероятным, что в связи с этим «лионские бедняки» (так стали называть вальденсов) появились в Риме на Латеранском соборе 1179 г., представив папе переводы некоторых книг Священного Писания и испрашивая разрешение проповедовать. Однако комиссия юристов и богословов, по поручению папы занявшаяся делом вальденсов, осмеяла их неучёность и претензии, и проповедническая деятельность Вальда и его сторонников была запрещена. Папа Римский Александр III (1159–1181 гг.) в 1179 г. разрешил вальденсам индивидуально практиковать принцип добровольной бедности, но запретил им (светским лицам, не имевшим соответствующего образования) заниматься проповеднической деятельностью без согласия местных епископов. Однако исследователи не выяснили, запретил ли им папа всякую проповедь или только проповедь догматического характера, разрешив моральную проповедь. Во всяком случае, вальденсы, не подчинившиеся решению папы Александра III, были осуждены в 1184 г. очередным папой, Луцием III (1181–1185 гг.), и Веронским собором, хотя Вальд и его ученики считали себя верными сынами католической церкви. Они черпали силу в сознании своей правоты и поддались влиянию оппозиционных и прямо еретических течений. Несмотря на преследования, ересь вальденсов в XIII–XIV вв. распространилась в Южной Франции, Испании, Северной Италии, Германии, Австрии, Венгрии, Чехии, Польши, Швейцарии, в основном – среди ремесленников и крестьян. Наиболее суровым преследованиям вальденсы подверглись в Испании (эдикты 1194 и 1197 гг. предписывали их сожжение) и Германии (в 1211 г. в Страсбурге было сожжено 80 вальденсов). В Италии движение распространилось преимущественно на землях Ломбардии, особенно среди местных ткачей (здесь их положение было более мягким). Во Франции их положение отягчилось лишь в эпоху альбигойских войн. Резко критикуя католическую церковь, вальденсы требовали от неё полного отказа от собственности и доходов (в частности от десятины), проповедовали апостольскую жизнь, выступая против воинской службы, феодального суда и особенно против смертной казни.

 



 
PR-CY.ru