Словарь по христианству В ВИКТОРИН Гай Марий

ВИКТОРИН Гай Марий

ВИКТОРИН Гай Марий (Викторин Африканский; 281/291 гг. – после 363 г.) – древнеримский грамматик, оратор, философ-неоплатоник. Родился в Африке, где получил образование со специализацией в области риторики. Около 340 г. из Африки переехал в Рим (за что получил прозвище «Африканский»), скорее всего, с целью преподавания ораторского искусства. Его карьера была успешной, и со временем он получил должность нижнего ранга в сенате. Расцвет его карьеры пришёлся на время правления Констанция II (350–361 гг.). По-видимому, тогда же был удостоен почётной статуи на Форуме Траяна (в 354 г.). Обращение Викторина от платонизма к христианству (крестился в 355 г.) произвело глубокое впечатление на христианского теолога Аврелия Августина (354–430 гг.), как видно из Книги 8 его «Исповеди». Его обращение имело большое историческое значение и стало предвестником отказа всё большего числа интеллектуалов от язычества. Как показали последующие события, связанные с возрождением язычества, инициированным последним языческим императором Флавием Клавдием Юлианом (361–363 гг.), обращение Викторина в христианство было, несомненно, искренним, хотя некоторые учёные (Эрнст Бэнц, а вслед за ним и др.) считали его чисто рационалистическим. Воспитанный в христианской вере, Юлиан (прозванный христианами Отступником) позднее стал исповедовать язычество и предпринял попытку вернуть ему главенствующий статус в государстве. Желая искоренить школы христианских учителей, в июне 362 г. император издал указ, в соответствии с которым все аккредитованные государством профессора должны быть утверждены муниципальным советом. В сопровождающем пояснении императора было высказано неодобрение в адрес христиан, читающих лекции о поэмах Гомера и Вергилия, в то время как их религия требует искоренения религии этих поэтов. Викторин отказался от своей официальной должности «ритора города Рима», профессора риторики, но не оратора. Став христианином, Викторин, полный энергии пожилой профессор, занялся вопросом о Святой Троице, чтобы отстоять правильность положения Никейского Символа веры, согласно которому Бог Сын «единосущный Отцу», причём выступил обличителем арианской ереси, но его трактат «Против Ария» казался весьма тёмным уже Иерониму Блаженному (понимание сочинения исследователи считают возможным исключительно с точки зрения неоплатонизма). Завершив серию работ (начатую предположительно в конце 357 г.), он взялся за написание первых комментариев на латинском языке к Посланиям Павла. Хотя есть упоминания о том, что он написал также комментарии и к Посланию к Римлянам и Посланиям к Коринфянам, однако до нас дошли только работы (с некоторыми лакунами) о Посланиях к Галатам, Ефесянам и Филиппийцам (комментарии к первым 16 строфам последнего утеряны). С точки зрения христианской догматики, Викторин был очень оригинальным мыслителем. Его концепция Святой Троицы считается беспрецедентной в раннехристианской философии, и о её источниках ведутся споры (детально разработанную теорию на эту тему изложил в работе «Порфирий и Викторин» Пьер Адо).

 



 
PR-CY.ru