Словарь по христианству В ВИКТОР I

ВИКТОР I

ВИКТОР I – папа Римский в 189–199 (или 190–202) гг., первый относительно самостоятельный церковный правитель. Родился в Северной Африке, служил архидиаконом. На папский престол вступил при благоприятных условиях: император Септимий Север (193–211 гг.) относился к христианам терпимо, они даже пользовались некоторым влиянием при дворе, а отлучённый им за приверженность к «заблуждениям» ересиарха Валентина пресвитер Флорин занимал исключительно блестящее положение. После избрания Виктор I активно участвовал в разгоревшемся споре о дне празднования Пасхи. Пресвитер Бласт требовал празднования Пасхи по малоазийскому обычаю, 14 нисана, а не в следующее за 14 нисаном воскресенье, согласно с западной и римской традицией. В 196 г. Виктор I созвал в Риме Собор итальянских епископов, на котором попытался навязать римский обычай малоазийским церквам. В результате был закреплён западный обычай празднования Пасхи – в воскресенье, следовавшее за Страстной пятницей. Но христианские церкви в Малой Азии не приняли этих нововведений, за что Виктор I, сильный растущим самосознанием римской общины, прервал с ними общение, пригрозив исключением из христианского мира за приверженность к еврейскому обычаю. Но это вызвало протесты ряда епископов (в том числе блаженного Иринея, сплотившего около себя галльский епископат). Под давлением этих протестов папа отказался от разрыва общения с Малой Азией, вынужден был снять своё отлучение, но значение Римской церкви, тем не менее, возросло (а празднование Пасхи в христианском мире совершалось в разное время ещё более ста лет). Виктор I выступал защитником православной веры, проводил жёсткую политику за отлучение от церкви инакомыслящих, которая сделала еретиками даже артемонитов (предшественников ариан), хотя в I в. церковь разделяла их взгляды. В частности, папа отлучил превращавшего «Христа в простого человека» Феодота Византийца, что повело к выделению из римской общины его последователей. В период его понтификата зарождается патристика, пропагандирующая идеи союза веры и знания, теологии и философии, что в дальнейшем получило хорошее развитие в трудах Василия Великого, Григория Нисского, Августина Блаженного, Иоанна Дамаскина. Виктор I перевёл богослужение в Риме с греческого языка на латинский. Позже был канонизирован. См. также ПАПА РИМСКИЙ

 
PR-CY.ru