ВОСТОЧНАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 4

Малая отзывчивость и слабый интерес к делам изнемогавшего в борьбе Востока очень рано со стороны его духовных вождей вызывали жалобы в адрес Запада. Наряду с этим с самых ранних пор проступало наружу неодинаковое толкование основного содержания норм нравственной жизни. Идеалом восточного христианства всегда было аскетическое делание и удаление от мира. Пост, молитва, созерцание, покой, размышление о вечном, толкование жизни только как приготовление к смерти – таковы признаки высшего христианства на Востоке. Западная церковь, по выражению русского религиозного философа Владимира Сергеевича Соловьёва (1853–1900 гг.), напротив, не побоялась погрузиться в грязь исторической жизни. Здесь хотели приложить все божеские и человеческие силы к вселенской цели, тогда как на Востоке все заботы направлялись лишь на то, чтобы сохранить чистоту веры. Западных наблюдателей поражала способность Восточной церкви так тесно сливаться с каждым из народов, которые она вобрала в себя, что религия и церковь становились для этих народов национальными палладиумами (палладиум – священная статуя-оберег, изображавшая Афину-Палладу). У греков и русских церковь и народность были нераздельными, каждый их этих элементов существовал лишь вместе с другим и в другом. Это явление нельзя считать лишь следствием гнёта враждебного христианству ислама: оно наблюдалось и в России, где этого гнёта не было. Недостаточное образование духовенства и неуважение, с каким здесь часто относились к его представителям, не умаляло высокого положения как носителя церковных идеалов. Отдельные церкви, объединяемые названием «Восточная церковь», в отношении друг к другу совершенно независимы (автокефальны): константинопольский, александрийский, антиохийский и иерусалимский патриархаты, кипрская (получила автокефалию ещё на III Вселенском соборе в 431 г.), русская, сирийская, сербская, румынская, греческая и болгарская церкви. Единство всех этих церквей основывается, прежде всего, на общей догматике. Общие верования Восточная церковь считает заключёнными в Никео-Цареградском символе веры и в символических книгах: «Православное исповедание кафолической и апостольской церкви восточной» (составлено на Соборе в Яссах 1643 г. на основе киево-могилянского катехизиса); «Послание иерархов восточно-кафолической церкви о православной вере» (составлено иерусалимским патриархом Досифеем, принято Иерусалимским собором 1672 г., послано совместно восточными патриархами в Англию и в Россию). К числу символических книг исследователи относят и катехизис митрополита Филарета (у греков Константинополя он пользовался авторитетом и величался мудрым). Близко по значению к символическим книгам стоит «Догматическое богословие» Московского митрополита Макария (Булгакова), переведённое на разные языки и хорошо принятое на Востоке. Все перечисленные церкви признают также (в общем) одинаковое каноническое право, источниками которого служат правила апостольские, правила вселенских и поместных соборов и сочинения тринадцати Отцов церкви. Сводом этих источников является номоканон Фотия (впоследствии важное значение приобрели толкования этих канонов Аристина, Зонары и Вальсамона). Большое распространение в XIV в. получили «Синтагма» Матфея Властаря и «Шестокнижие» Константина Арменопула. Для славянских церквей (в частности, для Русской) многое из этого материала было переведено и находилось в обращении в «Кормчей книге». Догма и право – элементы жизни церкви, с которыми имеют дело высшие слои церковного общества. Богослужение, напротив, доступно всем и символизирует единство Восточной церкви наиболее осязательным образом. Прежде всего, все Восточные церкви, в отличие от Запада, удерживают юлианский календарь, что подчёркивает расхождение с Западом наиболее ощутимо: все праздники и посты приходятся на разное время. Главная часть богослужения (литургия) совершается в Восточной церкви везде одинаково. Она имеет везде три формы: литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия преждеосвящённых даров. Богослужебные книги (Типикон, Триодь, Октоих, Псалтырь, Евангелие, Минея и др.) всюду одни и те же. См. также Православие, Православная церковь.



 
PR-CY.ru