Словарь по христианству В ВОСТОЧНАЯ ЦЕРКОВЬ

ВОСТОЧНАЯ ЦЕРКОВЬ

ВОСТОЧНАЯ ЦЕРКОВЬ – христианская церковь, развивавшаяся в Восточной Римской империи, вне сферы влияния латинского языка и римской курии. Она обнимала собой те христианские народы, которые занимали Восток и Юго-восток Европы с прилегающими к нему странами Азии и Африки. В этнографическом отношении она состояла по преимуществу из народов греческого и славянского племён. В V в. эта церковь разделилась. Несториане порвали с другими общинами в 431 г. (после Эфесского собора), другие церкви отделились в 451 г., отказавшись признать утверждённый Халкидонским собором догмат о двух природах в едином лице Иисуса Христа; они называются монофизитскими (или дохалкидонскими). Основанная на Востоке церковь, постепенно распространяясь, вскоре проникла далеко за пределы своего первоначального пребывания. Но, распространяясь и на Запад, христианство в течение первых веков продолжало сохранять свой восточно-церковный характер, т.к. проповедь христианства совершалась на греческом языке, бывшим  в то время языком международного культурного общения. Даже и после апостолов ближайшие их преемники, апостольские мужи, пользовались всё тем же языком общечеловеческой культуры. Так, даже в отдалённой Британии, составлявшей крайний предел известного в то время мира, первые следы христианства имеют греческий характер. Но, несмотря на такое преобладание восточно-церковного типа христианства по всему миру, с течением времени, по мере развития национального самосознания западных народов, и само христианство естественно должно было воспринять в себя национальные элементы. В единой, не разделённой до того времени церкви, начала обозначаться рознь, растущая по мере того (как и вообще западный мир), как западное христианство, всё более эмансипируясь от восточной греческой культуры, начало вырабатывать самобытную культуру. Рознь обозначилась рано, уже при ближайших преемниках апостолов, когда она проявилась, например, в споре о времени празднования Пасхи (155 г.). Затем она приняла гораздо более серьёзный характер, когда, благодаря стечению многих обстоятельств, Римская церковь настолько возвысилась над другими церквами, что её представители (папы Римские) начали заявлять о своёс притязании на главенство во всём христианском мире (это притязание дало о себе знать уже во время спора о времени празднования Пасхи). Затем оно вскоре привело к тому, что Римская церковь, будучи лишь одной из поместных церквей, стала считать себя главой всего христианского мира (однако в это время догматических расхождений между другими восточными церквами и церквами, складывавшимися на Западе, ещё не существовало). С течением времени появились и другие несогласия, хотя и второстепенные, но тем не менее, вытекавшие из сущности самого миросозерцания обеих частей христианского мира: по обрядовым, дисциплинарным, и, наконец, даже и догматическим вопросам. Вставка латинской церковью формулы «Filioque» (утверждающий исхождение Святого Духа «и от Сына») в Никеоцареградский символ веры послужила одной из причин формального разрыва Восточной и Западной церквей (1054 г.). С этого времени православные церкви, оставшиеся верными решению Халкидонского собора и отказавшиеся признать догмат «филиокве», составили особый мир, территориально совпадающий с византийским миром. Так постепенно сложились условия для церковного исторического факта – разделения церквей (см. Великая схизма). Христианский мир не мог, конечно, сразу примириться с таким фактом, и было несколько попыток к воссоединению разделившихся церквей, поводом к которым служили больше политические, чем церковно-религиозные соображения. Но они не привели к ожидаемой цели, напротив, часто даже усиливали взаимное раздражение и недоверие между церквами. Раскол усилился во время крестовых походов, когда на Востоке появилась параллельная и соперничающая с латинской церковная иерархия. Усилия Римской католической церкви по преодолению Великой схизмы лишь ещё больше раскололи Восточные церкви. Так, на Флорентийском соборе (1439–1443 гг.) часть их примкнула к католической церкви, сохранив своё особое устройство и собственную литургию. Такие церкви называются католическими церквами восточного обряда (или униатскими).

 



 
PR-CY.ru