ВЕЛИКАЯ СХИЗМА, великий раскол (1054 г.) - Страница 9

Тогда папа Николай I собрал собор в Риме (862 г.), наложил вето на решения собора 861 г., отлучил от церкви своих легатов, подписавших эти решения, объявил Фотия лишенным священства и отлученным, а Игнатия – законным патриархом. В Константинополе пока смолчали, но Фотий и не думал оставлять кафедру. Однако византийский император Михаил III проигнорировал постановления римского собора и в резком письме к папе Римскому заявил, что константинопольская церковь не признает его притязаний на главенство во Вселенской церкви. Камнем преткновения между Римом и Константинополем стал filioque (догмат, утверждавший исхождение Святого Духа и от Сына; это добавление было сделано в 589 г. на третьем Толедском соборе, а затем закреплено при Карле Великом Аахенским синодом в 809 г.). Хотя Никейский Символ веры утверждал, что Дух Святой исходит только от Бога-Отца, первого лица Троицы, римская церковь стала настаивать на его исхождении и от Сына. В 864 г. крестился болгарский князь Борис, бывший ученик Мефодия (после крещения принявший имя – Михаил): крещение совершал епископ, присланный от Фотия. В 866 г. христианство в Болгарии стало государственной религией, но Борис (Михаил) желал иметь православную национальную церковь, независимую от Византии. Опасаясь, как бы церковная зависимость от Византии не перешла в политическую, князь Борис в 866 г. обратился в Рим с просьбой прислать ему епископов и священников. Просьба была принята с восторгом; латинские иерархи вытеснили греков и стали вводить filioque и латинские порядки, резко и несправедливо очерняя перед болгарами порядки греческие. Фотий окружным посланием сообщил восточным патриархам о том, что делается в Болгарии, подверг латинские новшества резкой критике, особенно выдвигая незаконность искажения Символа веры, и пригласил их на вселенский собор для суда над папой. Собор состоялся в 867 г.; папа был объявлен низложенным, а императора Карла II Лысого (840–877 гг.) было постановлено просить о выполнении этого решения. Но в том же году император Византии Михаил III Пьяница (842–867 гг.) был убит, а его убийца – Василий I Македонянин (867–886 гг.), став преемником на византийском престоле, тотчас низложил виднейших сторонников убитого и, прежде всего, – Фотия. Игнатий опять стал патриархом. Папский престол после смерти Николая I занял более умеренный Адриан II (867–872 гг.), с которым было возобновлено церковное общение. Однако в 869 г. в Константинополе состоялся новый собор, на котором уполномоченные папы вели себя донельзя заносчиво. По сравнению с фотиевыми соборами по числу членов он был просто жалок: начался с десятка членов, на девятом заседании их было меньше сорока, на последнем (десятом) – 109. Тем не менее, католическая церковь признала его в качестве Восьмого вселенского и в дальнейшем счет вселенских соборов вела самостоятельно. Вместо суда над Фотием легаты просто потребовали подписи под папской формулой его осуждения. Фотий был отлучен от церкви и сослан в заточение, а списки деяний собора истреблены. Но и тогда папа не достиг всего, чего хотел: решение болгарского вопроса было представлено третейскому суду представителей Востока. Весь Восток почувствовал в этом соборе тяжкую национальную обиду.



 
PR-CY.ru