Словарь по христианству В ВАЛЛА ЛОРЕНЦО

ВАЛЛА ЛОРЕНЦО

ВАЛЛА ЛОРЕНЦО (около 1407–1457 гг.) – итальянский гуманист эпохи Возрождения, филолог, философ, один из создателей метода историко-филологической критики текстов. Происходил из семьи римского юриста, служившего в папской курии. Университетского образования, по-видимому, не получил, но уже в юности в совершенстве овладел латинским языком, изучал греческий, с увлечением занимался риторикой и филологией. Его наставниками в латыни, греческом и риторике были крупнейший гуманист первой половины XV в. Леонардо Бруни (1374–1444 гг. ) и известный педагог Джованни Ауриспа (ум. в 1459 г.). Валла общался с кругом римских гуманистов, служивших в папской курии, а в возрасте 24 лет пытался получить там место, однако по причине молодости его кандидатура была отклонена. В 1429–1433 гг. он преподавал в Павии риторику, сначала в частной школе, затем (1431–1433 гг.) в университете, где помимо преподавания приступил к систематическим исследованиям в области филологии, риторики, философии. Здесь Валла создает трактат «Об истинном и ложном благе» («De vero falsoque bono»), опубликованный под названием «О наслаждении» («De voluptate», 1431 г.; во второй редакции – под названием «О наслаждении как истинном благе», 1432 г.), построенный в форме диалога между эпикурейцем, стоиком и христианином. В 1433 г. он выступил с критикой современного ему правоведения, чем вызвал ожесточенные нападки на себя, в результате которых был вынужден покинуть Павию. В реабилитации имени и учения Эпикура состояла большая заслуга Валлы. Он не был первым, кто сделал шаг к возвращению эпикурейства в круг философских дискуссий, но его вклад был принципиальным. Опираясь на учение Эпикура, Валла сформулировал критерий морали, недвусмысленно связав его с благом личности. Каждый человек, писал он, следует собственному благу; задача индивида состоит в том, чтобы правильно понять, в чем состоит его истинное благо. По мнению Валлы, благо человека заключается в жизни, свободной от страданий и забот, а источником наслаждения является любовь других людей. Добродетель представляет собой умение человека правильно понимать свой интерес и осуществлять должный выбор между большим и меньшим благом. И хотя наслаждение состоит в любви, любовные отношения в интерпретации Валлы оборачиваются отношениями взаимополезности. Так, опираясь на идеи Эпикура и критикуя взгляды стоиков и Аристотеля, а косвенно и христианства, Валла утверждает новую этику – этику личного интереса. Безуспешно пытаясь найти место в различных городах Италии, он в 1435 г. переезжает в Неаполь. Его пригласил к себе на должность секретаря неаполитанский король Альфонсо Арагонский, покровительствовавший гуманистам. Двор короля славился как тем, что его посещали известнейшие мыслители того времени, так и тем, что там царила доходящая до распущенности свобода нравов. Впоследствии Валла отмечал, что его образ жизни в то время отнюдь не был морально безупречным. Тем не менее, в эти годы он создает большинство полемических произведений, принесших ему славу: «О свободе воли» («De libero arbitrio», 1439; опубликовано 1482 г.), где утверждал, что, несмотря на последствия первородного греха, человек сохранил способность самостоятельного выбора между добром и злом; антисхоластическое сочинение «Диалектические опровержения аристотеликов» («Dialecticae disputationes», 1439 г., опубликовано в 1499 г), где были подвергнуты критике схоластическая логика и диалектика, основанные на учении Аристотеля, и предпринята попытка очищения латыни от варваризмов. В Павии же Валла приступил к созданию трактата «О красотах латинского языка» («De elegantia linguae latinae», 1442 г.), заложивший основы научной истории латинского языка.

 



 
PR-CY.ru