Словарь по христианству В ВАРЛААМ

ВАРЛААМ

ВАРЛААМ (около 1505 – около 1590 гг.) – преподобный Керетский, чудотворец Кольский (до пострига – Василий). Православный священник, позже монах, он провел аскетическую жизнь на Кольском полуострове. Жил при Иване Грозном, родился в селе Кереть на берегу Белого моря, вероятнее всего, в семье простого помора. Согласно житию, Василий был «научен книгам» (т.е. был грамотным), что в те времена было большой редкостью. Возможно, обучение проходило в Шуерецком скиту у старца Зосимы и преподобного Феодорита Кольского. Примерно в 1535 г. Василий вступил в брак и был рукоположен сначала в диакона, а вскоре в иерея, после чего направлен настоятелем в Никольскую церковь города Колы. Являясь подвижником благочестия и непрестанным молитвенником, отец Василий всячески боролся с саамским язычеством, проповедовал православие и изгонял бесов. Согласно преданию, он изгнал беса, обитавшего на Абрам-мысе и топившем утлые судёнышки рыбаков; тот, покидая «насиженное место», пригрозил, что отомстит «попу». Примерно в 1540 г. иерей Василий с женой вернулись в родное село Кереть. Там и произошла трагедия, изменившая жизнь будущего преподобного. Известно, что священник Василий убил свою жену, однако нет достоверных данных о том, какова была этому причина. Согласно житию, он заподозрил жену в супружеской неверности и убил в припадке ревности. По другой версии, его жена начала бесноваться, внося смущение и слухи среди односельчан. Отец Василий попытался изгнать беса, но в результате смертельно ранил жену («был обманут лукавым»). Похоронив убитую супругу, Василий, чтобы «застрадать свой грех», отошел в Колу для покаяния к преподобному Феодориту, который, согласно канону, наложил на Василия епитимию – возить тело жены в карбасе (весельной лодке), пока оно не истлеет, проходя путь от Керети до Колы и обратно. При этом Василию лишь раз в год на Пасху позволялось поесть рыбы, в остальное время полагался жесточайший пост. Вернувшись в Кереть, Василий выкопал гроб с женой и в течение трех лет плавал по бурному морю («против зельнаго обуревания»), непрестанно пел покаянные псалмы пророка Давида. В конце своего подвига Василий решил узнать, принял ли Бог его покаяние. Находясь у переволока на Святом Носу, видя обилие морских червей («корабельных сверлил»), которые являлись причиной гибели многих судов, Василий помолился Богу и «кроплением воды» изгнал этих моллюсков, сделав «путь благопроходен». Когда труп жены истлел, Василий, вторично похоронив супругу, принял постриг с именем Варлаам. Посетив Печенгскую обитель, он поселился в устье реки Кереть, где подвизался в посте и молитве. Согласно преданию, Варлаам обрел дар исцеления и чудотворения, был прозорлив, но не возгордился этим, а, наоборот, всячески избегал людской славы. Точная дата его смерти неизвестна. Вероятнее всего, он скончался в 1589 или 1590 г. Тело его нашел бедный крестьянин и перенес в село Кереть, где и похоронил. Сказание говорит, что еще при жизни преподобный Варлаам прославился чудотворением как целитель и спаситель на море, а после смерти чудеса преумножались, из-за чего его стали почитать не меньше, чем святителя Николая Мирликийского, как покровителя беломоров «от водного потопления». Согласно житию, в 1722 г. при разборе часовни великомученика Георгия Победоносца были найдены нетленные мощи преподобного Варлаама, в 1725 г. они были освидетельствованы, но из-за разногласий показаний Варлаам не был канонизирован. До 1961 г. его мощи находились в селе, а потом бесследно исчезли. Память 6 ноября по юлианскому календарю (19 ноября – по новому стилю). В Мурманской и Карельской епархиях принято служить всенощное бдение по Общей Минее (существует канон преподобному Варлааму). По предположению В.О. Ключевского, интересная в бытовом отношении повесть о Варлааме Керетском была написана около 1664 г.; издана графом М.В. Толстым и П.В. Знаменским.

 
PR-CY.ru