Словарь по христианству В ВАРЛААМ, Своеземцев Василий Степанович

ВАРЛААМ, Своеземцев Василий Степанович

ВАРЛААМ, Своеземцев Василий Степанович – святой, преподобный Важский или Шенкурский. Один их богатейших людей Великого Новгорода, он принадлежал к богатому новгородскому роду, владевшему обширными землями по р. Ваге. Древний повествователь пишет о нем: «Посадник Василий по наследству («из отечества») владел Заволочьем; р. Вага со всеми ее окрестностями была в его вла¬дении». По другим сведениям, дед Василия Степановича Василий Мат¬веевич Своеземцев, новгородский посадник, по купчей крепости 1315 г. приобрел у чудских старшин Шенкурские земли до Ростовских границ. Василий Степанович первый завел на Ваге хлебопашество; до того времени чудь питалась ловлей зверей и рыбы. Он употреблял свои огромные средства для пользы дикой страны и уделял особое внимание нравственному образованию ее жителей. Живя в Новгороде, пишет повествователь его жития, Василий Степанович посылал в Заволочье управителей, а по временам и сам бывал на Ваге для личных распоряжений и надзора за управлением доверен¬ных. Он любил Вагу и поэтому построил в Заволочье, на горе над р. Вагой, городок и назвал его «Пинежским городком», т.е. поставленный над рекой Пинежкой (тогда городки получали имена по рекам и урочищам). Пинежка впадает в р. Вагу в 16-ти верстах ниже Шенкурска. В Новгороде Василий Степанович, продолжает повествователь, начальствовал честно и ненавидел все худое. Исполняя заповедь Спасителя, он был питателем сирот, одеждою нагим, врачом больных, в доме его находили себе покой все странники. На любимой Ваге построил он много храмов: Рождества Христова на Химаневе, Рождества Богородицы на Усть-Пуе, Рождества Предтечи на Леде. Василий Степанович был посадником и в 1446 г. ездил послом в Москву к Дмитрию Шемяке. В 1456 г. он выезжал из Новгорода к Василию II Васильевичу «Темному» (1447–1462 гг.) просить великого князя не воевать новгородской земли. В своей «боярщине» на Ваге посадник Своеземцев насаждал культуру и церковность: построил на р. Пинеже укрепленный городок, а в 1444 г. основал монастырь в память Иоанна Богослова (позднее упраздненный). Своей обители он дал много земель, утвердив пожертвования грамотами. Так, известны грамоты, которыми в 1452 г. назначены были три села с землями в пользу Богословской обители, и в тех же грамотах есть имя игумена обители Серапиона. По летописям исследователи видят, что на Ваге при всей любви своей к людям Василий Степବнович вынужден бывал браться и за оружие для усмирения вогулов и остяков, нападавших на его поселения. В 1456 г. он удалился в свой монастырь, где принял постриг под именем Варлаама. Его иноческая жизнь была очень строгой: смире¬нием и послушанием он ставил себя ниже всех, как будто не был основа¬телем обители и владельцем богатых земель. Насколько знаменит он был за оградой обители, настолько в обители в одежде инока старался быть известным одними ино¬ческими подвигами, работал каждый день со всем усердием, упражняясь в посте и молитвах. В глубокой ста¬рости Варлаам мирно скончался 19 июля 1462 г. В 1552 г. (по иным данным в 1557 г.) случился большой разлив реки Ваги. И в прежние годы во время весеннего половодья разливавшаяся вода подмывала часть горы, на которой нахо¬дилось монастырское кладбище. В этот же год, когда в обитель собралось множество богомольцев, оторвалась часть горы с самой вершины, так что едва уцелел храм. Тогда открылось много гробов, в том числе гроб Варлаама. Говорят, что его мощи ока¬зались совершенно целыми, даже иноческие одежды его и гроб не истлели. Мощи были признаны нетленными, хотя не все признавали Варлаама святым («мняху бо простолюдин, а не святой»). В 1630 г., после исследования его мощей, митрополит Киприан причислил Варлаама к лику святых, установив празднование его памяти 19 июня. Сведения о жизни Варлаама хранились в монастыре в виде отдельных записей, на основании которых инок Антониева Сийского монастыря Иона в 1589 г. написал его житие (В.О. Ключевский считал его хорошим источником). В 1630 г. был составлен канон преподобному Варлааму.

 
PR-CY.ru